ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: Игра с переменными


В целях компенсации выпадающих доходов Пенсионного фонда из-за снижения ставки ЕСН правительством были одобрены изменения, касающиеся порядка и условий формирования накопительной части трудовой пенсии. Это, во-первых, отказ от обязательного формирования накопительной части пенсии для граждан 1953 - 1967 гг. р. ; во-вторых, перенос сроков увеличения отчислений на накопительную пенсию для граждан после 1967 г. р. с 4% до 6% не с 2006-го, а с 2008 г.

Работодатели и профсоюзы последовательно выступают за снижение чрезмерной нагрузки на фонд оплаты труда, которая препятствует выводу заработной платы из тени и ее последующему росту. Поэтому, рассматривая это решение, мы, с одной стороны, понимаем причины, вызывающие изменения стратегии пенсионной реформы: при сохранении размера обязательств, финансируемых за счет средств соцстраха, правительству необходимо восполнить выпадающие доходы государственных социальных внебюджетных фондов в результате снижения ЕСН. По экспертным оценкам, предложения правительства о снижении эффективной ставки этого налога на пять процентных пунктов - с 29,43% до 24,15% - может привести в 2005 г. к дефициту средств бюджета ПФР в размере 185 млрд руб. С другой стороны, данное решение повлечет за собой целый ряд экономических, социальных и политических последствий.

Во-первых, из накопительной системы будут исключены наиболее экономически активные граждане, у большинства из которых постоянный и довольно высокий доход или даже свой бизнес. По мнению авторов реформы, они вполне могут позаботиться о себе самостоятельно. Несмотря на то что, скорее всего, это действительно так, с точки зрения инвестиционной политики исключение из системы обязательного пенсионного страхования граждан старше 1967 г. р. приведет к тому, что сумма так называемых длинных денег, являющихся уникальным инвестиционным ресурсом, уже в 2005 г. уменьшится на 40 млрд руб. , а в течение 10 лет (т. е. до срока их выхода на пенсию) ее общее сокращение составит не менее 500 - 600 млрд руб.

Кроме того, второе изменение, касающееся перенесения сроков увеличения отчислений на накопительную часть пенсии для граждан после 1967 г. р. , по оценкам наших экспертов, приведет к дополнительному снижению инвестиционных ресурсов на 95 млрд руб.

Таким образом, экономика страны лишается серьезного источника длинных денег, которые могли бы быть направлены на инвестиции в малый бизнес, развитие финансовых рынков, кредитно-банковской системы, инфраструктуры управления инвестициями. Причем механизмы для таких инвестиций надо создавать. А все разговоры о том, что пенсионные деньги обвалят российский фондовый рынок, беспочвенны: общая капитализация корпоративного рынка в России достигает $250 млрд, и $3 - 4 млрд пенсионных средств могут быть легко проглочены этим рынком.

Во-вторых, граждане только начали понимать суть проводимой в стране пенсионной реформы и задумываться о своих собственных роли и участии в процессе инвестирования пенсионных средств. Так, по итогам 2003 г. 700 000 застрахованных передали более 1,6 млрд руб. своих накоплений в частные управляющие компании. Предполагалось, что с присоединением негосударственных пенсионных фондов к управлению пенсионными накоплениями у граждан появятся новые возможности для увеличения своих пенсий.

Однако сегодня, после трехлетних разъяснений преимуществ предлагаемой системы и попытки вовлечь людей в управление своими деньгами, новые изменения, затрагивающие около 40 млн человек, вызывают ощущение отстранения от участия в обеспечении своей старости.

Что касается политических последствий, то, на мой взгляд, для дальнейшего развития пенсионной реформы очень важна стабильность принимаемых решений. А систематические изменения в пенсионном законодательстве, эффект от которых будет виден через много лет, - изменение объемов средств пенсионных накоплений, все более поздние сроки поступления указанных средств в управляющие компании, т. е. постоянные изменения правил игры, снижают привлекательность пенсионной реформы как для населения, так и для бизнеса. Последний, кстати, вложив значительные средства, создал инфраструктуру для управления средствами пенсионных накоплений, поверив в дальнейшее развитие накопительной составляющей пенсионной реформы. Теперь же предложения правительства забирают у управляющих компаний основную массу клиентов, сокращают суммы, которые могли бы поступить в распоряжение управляющих компаний, делают их убыточными, фактически откладывая запуск этой системы на длительное время.

Учитывая все перечисленное, Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений (куда входят представители работодателей и профсоюзов) выражает озабоченность тем, что изменения в ходе пенсионной реформы без обсуждения в обществе, не разъясненные ни гражданам, ни работодателям, снижают доверие в целом к проводимой государственной политике.

Поэтому при изменении пенсионной системы, впрочем, как и всей системы страхования социальных рисков, мы считаем важным учитывать следующие концептуальные основы. Во-первых, необходимо обеспечить построение системы страхования социальных рисков, в первую очередь пенсионное страхование, на реальных страховых принципах. Во-вторых, сохранить финансирование за счет ЕСН только базовой части трудовой пенсии, а для финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии установить страховые взносы как с работодателей, так и в перспективе с работников. В-третьих, провести широкое общественное обсуждение предлагаемых изменений с участием представителей объединений работодателей и профсоюзов, а конкретные поправки в законодательство вынести на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Автор - генеральный директор Координационного совета объединений работодателей России (КСОРР) , председатель Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений