От Людовика XIII к Борису Годунову


Осенью 2003-го петербургские организаторы уже устраивали концерт Le poeme harmonique – тогда группа приезжала в составе всего четырех человек и исполняла итальянскую и испанскую музыку раннего XVII века. Теперь французский ансамбль появился вдесятером и с французской музыкой. Музыку эту у нас почти не знают, и имя композитора Антуана Боссе, бывшего музыкальным суперинтендантом при дворе Людовика XIII, нашему слушателю мало что говорит. Тем не менее многое в программе оказалось очень знакомым и по-сегодняшнему живым.

Руководитель ансамбля Le poeme harmonique Венсан Дюместр – лукавый водитель машины времени. С одной стороны, он серьезный исследователь музыки XVII века: сидит в библиотеках и архивах, находит ископаемые ноты, собирая их по частям (иногда один голос находится в Берлине, другой – в Париже), погружается в трактаты, из которых можно извлечь неписаные правила исполнения, изучает культуру, пытаясь найти ключи к стилю в контексте, скажем, придворного этикета. С другой стороны, он и его коллеги по ансамблю будто специально отбирают такие образцы и так выстраивают программу, что придворные арии четырехсотлетней давности начинают казаться родными сестрами тех народных песен, что сегодня звучат из уст фолк-исполнителей. Простоватый барабан и задорная гитара (пусть и барочные) этому сближению эпох только способствуют, а виолы (целый квартет) и лютня уж точно не мешают. Голоса квартета певцов-солистов (безупречно ладящие сопрано, контратенор, тенор и бас) тоже звучат не вполне академично, а с примесью народной манеры.

Фокус еще и в том, что нашей эпохе, находящейся на перепутье стилей, эпоха Антуана Боссе чем-то близка. Тогда старая музыка – многоголосная, сложная, высокая – отжила свой век, а новая – мелодичная, с аккомпанементом, забавная или драматичная – только начинала утверждаться. В куртуазных ариях Боссе старое и новое выступают вместе, во множестве сочетаний: задумчивые полифонические построения с изощренной вязью голосов сменяются простым речитативом, меланхолическое соло с прихотливыми украшениями готовит игривый заводной танец. Даже сюжетика не подчиняется одной статье: рядом с изысканными любовными излияниями исполняется “Балет воров”, столь ценимый при королевском дворе. Живой диалог между высоким и низким, ученым и народным – тема, которую проводит Le poeme harmonique, этот одновременно аристократический и демократический ансамбль. Тем самым, донося до нас реконструированное прошлое, он вписывается и в современное искусство, стремящееся починить разрушенные мосты между элитарными и популярными формами.

На концерт, проходивший в театре Анатолия Васильева и организованный при содействии Французского культурного центра, собралась просвещенная публика, которая была совершенно не против того, чтобы в конце музыканты показали смешную пантомиму и подурачились от души. Днем раньше группу восторженно принимали в Петербурге. Следом за Москвой музыканты отправились в Самару и Нижний Новгород. Петербургский фестиваль Early music планомерно расширяет свою географию, повсюду доказывая эксклюзивное качество своих проектов, что особенно бросается в глаза на фоне повального увлечения старым репертуаром и бесконечных концертов псевдостаринной музыки во дворцах и усадьбах.

Осенью нас ждет отборная программа на лучших площадках, в том числе в театре Гонзага в Архангельском. Это единственная подмосковная усадебная площадка, которая еще не успела уронить свою марку, поскольку была долгие годы закрыта. Кроме того, участники фестиваля Early music сыграют в филармонических и консерваторских залах обеих столиц и городах Поволжья. Среди них Майкл Чанс и Эмма Керкби (они споют Stabat mater Перголези с петербургским Оркестром Екатерины Великой), мэтр клавесина Густав Леонхардт, дуэт гамбистов Пандольфо – Балестраччи (первый из них уже выступал год назад в театре Гонзага), ансамбли “Фонтенбло” и Alla Francesca, лютнист и руководитель Бостонского фестиваля старинной музыки Пол О’Детт. Питерские организаторы объявили и еще об одном, чрезвычайно забавном проекте, который задуман совместно как раз с Бостонским фестивалем.

Вышло так, что не где-нибудь, а в Ереване недавно была найдена рукопись оперы “Борис Годунов”. Принадлежит опера совсем не Мусоргскому, а немецкому композитору XVII в. Иоганну Маттезону – сопернику Телемана и учителю Генделя. Сюжет представляет собой любовные приключения трех пар. Этот “Борис Годунов” ни разу в истории не исполнялся, поскольку театр в Гамбурге, где должна была состояться премьера, за две недели до нее сгорел. Так что нам светит мировая премьера. Но ее пока придется подождать – оперу про нашего оговоренного потомками царя выучат и поставят не раньше чем через год.