Иностранные директора лучше


Компанию Kellogg’s возглавляет выходец с Кубы Карлос Гутьеррес. Гендиректором известного производителя алюминия Alcoa является Ален Белда, который родился в Марокко, получил бразильское гражданство и в течение долгого времени работал в бразильском отделении компании. В Altria Group должность гендиректора занимает Луис Камиллери – он родился в английской семье и провел детство в Египте.

Главная причина лояльного отношения к руководителям-иностранцам заключается в том, что крупные американские компании транснациональны по своей сути и иностранные менеджеры, возглавляющие зарубежные филиалы, со временем перебираются в штаб-квартиры своих работодателей. То есть переехать в США – это часть их карьеры. Например, гендиректор Kellogg’s Гутьеррес считает, что ему очень помогло продвинуться по карьерной лестнице то, что он начинал с работы в региональном отделении. “У работников заграничных подразделений гораздо больше шансов познакомиться с руководством предприятия, чем у менеджеров, работающих в штаб-квартире”, – уверяет Гутьеррес и поясняет, что топ-менеджеры часто посещают зарубежные филиалы фирмы. Во время этих визитов сотрудник может наладить с ними очень хорошие отношения. В конце 70-х гг. он работал в отделении Kellogg’s в Мехико. Из мексиканского подразделения Гутьерреса перевели в штаб-квартиру компании. Потом он возглавил канадский филиал Kellogg’s, а за ним – азиатско-тихоокеанский. Четыре года назад Гутьерреса выбрали председателем и гендиректором Kellogg’s. Он собрал интернациональную команду топ-менеджеров, которая сегодня управляет компанией. В руководство помимо американцев входят два австралийца, один итальянец и один индонезиец. “Когда в компании есть иностранцы, то легче вести бизнес не только за пределами США, но и в самой Америке. Ведь это самая многонациональная страна в мире”, – говорит Гутьеррес.

Однако в других странах дело обстоит иначе. Большинство европейских, а также азиатских компаний все еще предпочитают выдвигать на руководящие посты выходцев из собственной страны. Этому тоже есть свое объяснение. Американские менеджеры обходятся дороже. Согласно исследованию, проведенному консалтинговой фирмой Towers Perrin, в прошлом году средний годовой оклад американских гендиректоров равнялся $2,2 млн. В то же время германские гендиректора за прошлый год заработали в среднем $954 726, британские – $830 223, бразильские – $545 024 и японские – $456 937.

И все же в последние годы европейские компании иногда стали искать гендиректоров за рубежом. Поиск ведется в основном в пределах Европы, что, по мнению специалистов, тесно связано с интеграцией в Европейском союзе. Например, во главе германской Lufthansa стоит австриец Вольфганг Майрубер, гендиректором французской L’Oreal является урожденный британец Оуэн-Джонс, а Deutsche Bank возглавляет швейцарец по происхождению Йозеф Аккерман.

У каждой компании, так же как и у каждой страны, своя культура. Одни корпорации благоволят иностранцам, другие – нет. Однако есть общие черты, характерные для большинства европейских и азиатских предприятий: они не пускают американцев в руководство. “Европейские и азиатские компании боятся, как бы им не навязали американскую культуру. Кроме того, они хотят сделать доброе дело для соотечественников и поэтому назначают гендиректорами менеджеров своей национальности”, – утверждает партнер консалтинговой компании Нayes Brunswick Роджер Брансуик. Более того, гендиректора-земляка могут уволить, если сотрудники сочтут его манеры и образ жизни слишком американизированными. Так, например, потерял свой пост бывший шеф германского медиахолдинга Bertelsmann Томас Мидделхофф. Все свое время он проводил в нью-йоркском офисе, а в штаб-квартире компании в немецком городе Гутерсло появлялся очень редко. Увлекавшийся американскими технологиями и поп-музыкой Мидделхофф считал себя “американцем с немецким паспортом”. Это пришлись Bertelsmann не по вкусу. В 2002 г. Мидделхофф был уволен и заменен Гюнтером Тьеленом, который проводит большую часть своего времени в Германии. (WSJ, 25.05.2004, Мария Подцероб)