Новый претендент на “Гжелку”


Товарный знак водки “Гжелка” был зарегистрирован столичным ЛВЗ “Кристалл” в 1993 г. В последние годы “Гжелка” занимала более 8% московского и более 3% российского рынка водки. В конце 2002 г. “Кристалл” продал марку структурам одноименной торгово-промышленной группы (ТПГ), которую возглавляет бывший гендиректор “Росспиртпрома” Сергей Зивенко. Новый владелец марки перенес производство “Гжелки” на подконтрольный ТПГ калужский “Кристалл”.

Однако в апреле 2004 г. появился еще один претендент на популярную марку. ПО “Гжель”, выпускающее фарфор, подало в палату по патентным спорам ФСИС возражение на регистрацию водочной марки “Гжелка” группой “Кристалл”. Как утверждает гендиректор ПО Виктор Логинов, на самом деле правами на товарный знак “Гжелка” владеет “Гжель”, так как основной его элемент – “птица Гжель” – был разработан художниками ПО в 1985 г. Палата по патентным спорам претензии “Гжели” отклонила, сославшись на истечение пятилетнего срока с даты регистрации.

Однако еще в 1991 г. права на “синюю птицу” были переданы учрежденному производственным объединением ТОО “Гжелка”, которое в 2003 г. купили структуры Александра Сабадаша.

Вчера генеральный директор ООО “Гжелка” и член совета директоров “Ливиза” Юрий Локтионов объявили о подаче во ФСИС возражения на регистрацию товарного знака “Гжелка”, а в Арбитражный суд г. Москвы – иска с требованием запретить нынешним владельцам знака, компании “Ультроникс”, подконтрольной ТПГ “Кристалл”, использовать товарный знак “Гжелка”. Свои претензии представители “Гжелки” обосновывают тем, что водочная этикетка с сине-белой птицей была разработана именно по заказу “Гжелки” на основании договора с объединением “Гжель”.

“Мы планируем делать “Гжелку” на “Ливизе”, с мягкой питерской водой”, – заявил вчера Локтионов и пообещал платить ПО “Гжель” от 50 коп. до 1 руб. с каждой проданной бутылки “Гжелки”.

В ТПГ “Кристалл” с позицией оппонентов категорически не согласны. “Мы не видим связи между авторским правом и изображением птички на товарном знаке”, – говорит адвокат ТПГ “Кристалл” Яков Мастинский.

“Это интересное дело”, – считает управляющий партнер юридической фирмы “Городисский и Ппартнеры” Валерий Медведев. “С одной стороны, у компании “Гжелка” есть основания для возражений, поскольку действительно нельзя регистрировать товарный знак, в котором без разрешения авторов используются элементы чужих произведений. С другой стороны, срок подачи возражений по товарным знакам составляет пять лет, а с момента регистрации первой этикетки “Гжелки” прошло уже более 10 лет”, – говорит Медведев.