Без Тарантино


Хотя последствия его каннских завихрений чувствуются и в Карловых Варах. Недаром самым хитовым фильмом, на который при всех повторах невозможно было достать билет, стал “Фаренгейт 9/11”, получивший золото в Каннах. А вот карловарское жюри распределило призы конкурсной программы, пожалуй, без всяких причуд. Основная интрига заключалась в том, что получит новый фильм Валерия Тодоровского “Мой сводный брат Франкенштейн” с Леонидом Ярмольником в главной роли (он же продюсер этого фильма). На “Кинотавре” фильм получил Гран-при, а здесь удостоился приза ФИПРЕСИ, т. е. Международной ассоциации кинокритиков, и на этом МКФ в Карловых Варах исчерпал свой ресурс наград для нашего фильма, хотя в жюри и был Владимир Машков, которого связывает с Валерием Тодоровским давняя творческая дружба.

Так или иначе, в Карловых Варах не было никакой предсказуемости и, слава богу, никакой идеологической установки геополитического характера, как это случается в Каннах, Локарно и на других фестивалях, поощряющих то Ирак, то Китай, то Индию, то Корею, причем вне зависимости от художественных достоинств. В Карловых Варах присутствовали фильмы и из Японии, и из Ирака, и даже из Индии – в официальном конкурсе. Но основные призы достались европейцам.

Главный приз, кристальная сфера и $20 000, был справедливо присужден итальянской “Детской истории” (режиссеры – братья Андреа и Антонио Фраззи), где история убийства, совершаемого юным героем, рассказывается с абсолютно обыденной интонацией. Можно, конечно, обсудить проблему преступности среди представителей молодежи низшего класса, но фильм не об этом. В центре его юное, красивое животное, для которого насилие лишено какой бы то ни было моральной рефлексии. В чем-то фильм абсолютно бесхитростный, в нем нет ни капли “криминального чтива”, да и вручал ему приз не кто-нибудь, а Роман Полански.

Международных звезд в Карловых Варах в этом году было немного. На открытии – Харви Кейтель, на закрытии – Роман Полански. С другой стороны, ничто не отвлекало от кино – в частности, от программы-конкурса документальных фильмов, где в этом году победила наша короткометражная картина “Свадьба тишины” режиссера Павла Медведева, продюсер Владислав Тельнов. Картина эта рассказывает о создании колокола по заказу Епархии коллективом глухонемых рабочих спецподразделения Индустриального гиганта, гром цехов которого нормальное ухо, наверное, не выдержало бы. А у них своя жизнь, как будто на Атлантиде, – с богослужением, свадьбой, рождением ребенка. Крупный план ребенка – то, что больше всего запоминается в фильме. Вот он – еще слышит, еще пищит. Но скоро уйдет в мир этой Атлантиды, где говорят руками, где все, как у нас, и в то же время абсолютно неземное, абсолютно свое. Режиссер не мельтешит в монтаже, давая крупные куски, длинные планы, – и правильно, погрузиться в этот мир нельзя на бегу, а мир заслуживает того, чтобы в нем хоть раз побывать.