Bulgartabac снова приватизируют


На проведенном в 2002 г. тендере по приватизации холдинга победителем был признан консорциум Tobacco Capital Partners (TCP), созданный при участии Deutsche Bank, однако три других участника тендера – Tobacco Holding, “Росбулгартабак” и Metatabak – обжаловали его результаты в Верховном суде Болгарии, и итоги торгов были отменены. Весной 2003 г. TCP предложил 110 млн евро за 80% акций “Булгартабака”, но отказался выполнить дополнительные требования болгарских властей, и сделка не состоялась.

В понедельник было объявлено о третьей по счету попытке приватизации Bulgartabac. Консультантом сделки выступает инвестиционный банк Morgan Stanley.

На этот раз потенциальным инвесторам предлагается купить холдинг по частям. В первый лот вошли фабрики “Благоевград БТ” и “Стара Загора БТ” вместе с брэндами Victory, Prestige, Melnik, Nevada, Country, Verea и Shipka. Второй лот составили фабрики “София БТ” и “Пловдив БТ” с марками Sredets, Tresor, New Line, MM, Femina и Arda.

К инвесторам предъявлены жесткие требования. Теперь среди покупателей не хотят видеть банковские консорциумы, предпочтение отдано производителям сигарет. Потенциальные покупатели должны иметь пятилетний опыт производства сигарет и обладать аудированным доходом от продажи сигарет за прошлый год не менее 500 млн евро.

До 2 августа принимаются заявки на участие в тендере, до 30 сентября участники могут подавать предложения. Болгарское правительство рассчитывает завершить сделки до конца года.

Скорее всего, новые условия станут непреодолимым препятствием для участия в тендере российских компаний. По оценке гендиректора компании “Бизнес Аналитика” Андрея Стерлина, крупнейший независимый производитель сигарет – “Балканская звезда” продает в розничных ценах максимум на 300 млн евро в год, а доход самой фабрики не превышает 120 млн евро.

“Формально оборота в 500 млн евро нет ни у одной российской табачной компании, – говорит президент табачной ассоциации “Гранд-табак” Сергей Шелехов. – Я думаю, такие условия сделаны под конкретных покупателей”.

“В страны Восточной Европы Philip Morris и B.A.T. предпочитают заходить не в одиночку, а вместе, – говорит участник табачного рынка, пожелавший сохранить анонимность, – а тут как раз два лота, как по заказу”. “Мы с Philip Morris жестко конкурируем, и никаких договоренностей у нас нет и быть не может, – отвечает директор по внешним связям российского офиса B.A.T. Владимир Аксенов. Впрочем, эта компания не отрицает интереса к Bulgartabac. “Мы заинтересованы в том, чтобы принять участие в тендере, поскольку рассматриваем Болгарию как перспективный рынок, – говорит Александр Лютый, региональный менеджер по корпоративным отношениям отделения B.A.T. по Центральной и Восточной Европе. – В ближайшее время мы начнем оценку финансового состояния выставленных на продажу фабрик”.