Июньский кризис


Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предупреждала о признаках замедления промышленного производства в мире начиная с февраля. Июньские данные свидетельствуют о глобальном спаде. Объемы выпуска в индустрии упали в странах, обеспечивающих 60% производительной способности мировой экономики: в США производство сократилось на 0,3%, в Японии – на 1,3%, в Британии – на 0,3%, а в Германии – на 1,9%. Промышленный выпуск в Италии также упал на 0,7%. На эту страну приходится около 3,6% мирового рынка.

Промышленные показатели снизились и в Азии: в Сингапуре выпуск в июне упал на 3,4%, в Южной Корее – на 2%, на Тайване – на 2,5%. Замедлила темпы роста и китайская экономика. В мае прирост промпроизводства упал до 16,2% (по сравнению с 17,5% в апреле), а в июле, по сообщению агентства Bloomberg, снизился до 15,5% ($53 млрд) – самый низкий показатель с мая 2003 г. Это связано с введенными правительством Китая ограничениями на выдачу банковских кредитов производителям автомобилей, цемента и стекла. Эти барьеры уже вынудили Wuhan Iron & Steel Group, третьего по величине производителя стали в Китае, отказаться от планов по строительству завода в восточном порту Нинбо, а General Motors приостановила работу своего предприятия в Шанхае. За январь – июль рост объема промпроизводства в Китае составил 17,3%, замедлившись с 9,8% в I квартале до 9,6% в январе – июне.

“Глобализация привела к тому, что мировые рынки очень чувствительно реагируют на развитие экономики США и Китая, – поясняет ведущий экономист лондонского Capital Economics Джулиан Джессоп. – Если рост экономики [в этих странах] замедляется, то это сказывается на производстве по всему миру”. Эффект глобализации и, соответственно, синхронного спада производства особенно заметен в тех отраслях, где цепочки поставок простираются по всему миру. Сильнее всего от снижения мирового выпуска промышленной продукции могут пострадать страны еврозоны: они еще столкнутся с ростом внутреннего спроса и необходимостью расширения экономик за счет наращивания экспорта.

“Восстановление мировой экономики может уткнуться в кирпичную стену”, – констатирует экономист голландского банка ABN Amro Джэймс Керрик.

Впрочем, окончательный вывод о динамике производительности в глобальной индустрии пока делать рано. Индекс, который составляет J.P. Morgan по итогам опросов менеджеров по закупкам, в июне вырос с 56,6 до 57,3 пункта – это второй по величине показатель с января 1998 г. Это может означать, что в июне компании активно пополняли ресурсы, а теперь менеджеры предприятий удовлетворены количеством запасов готовой продукции. В таком случае в июле объемы производства могут вновь начать расти.

Но если снижение объемов производства в мире станет началом глобального экономического спада, его виновником объявят высокие цены на нефть. После июньского падения они продолжили рост и в июле и в начале августа достигли рекордных отметок. Тем не менее обеспокоенность политиков и экономистов замедлением роста промпроизводства в мире не удержало ФРС США от повышения процентных ставок. Вчера они были повышены на 0,25 процентного пункта до 1,5%. С конца июля ставки поднимаются уже второй раз: ФРС прежде всего ориентирована на сдерживание инфляции, а любое замедление роста воспринимает как временное. (DJ, 10.08.2004, Николай Борисов)