Горячие точки


“Золотой леопард” достался в этом году фильму “В доме” итальянского режиссера Саверио Костанзо, в котором как бы в документальном жанре рассказывается история профессора английской литературы из Палестины Мохаммада и его семьи. (Актер Мохаммад Бакри получил, кстати, “Леопарда” за лучшую мужскую роль.) Его дом, расположенный между палестинской деревней и израильской военной базой, становится стратегическим объектом, где Мохаммаду, его жене и пятерым детям приходится ютиться в каморке на первом этаже, так как на втором расположились израильские солдаты и превратили его в блок-пост.

Но Мохаммад не хочет уезжать, веря, что можно договориться. Максимально приближая нас к быту героев, документируя реальность, 29-летний режиссер Саверио Костанзо показывает, как происходит противостояние евреев и палестинцев не на абстрактном Ближнем Востоке, а конкретно – в частном доме, где сколько членов семьи, столько и характеров, и неизвестно, восторжествует ли мудрость Мохаммада в следующий раз.

В любом случае интересы государств, с точки зрения режиссера, должны уходить на второй план, если они несут бедствия конкретному человеку.

Снятая уже не под документ, а совершенно в стиле социалистического реализма картина “Сирийская свадьба” израильского режиссера Эрана Риклиса получила приз зрительских симпатий по той же самой причине. Обнаруживая абсурд государственных амбиций на фоне человеческих поступков, мотивов и эмоций, фильм рассказывает трогательную историю о том, как дочь сирийца, живущего на территории Голанских высот (Израиль), находит себе по переписке жениха из Сирии, известного сериального актера. Но пробиться к нему через границы она официально не может из-за бюрократической волокиты, причем с сирийской стороны. Израильский штамп в паспорте совершенно неприемлем для сирийских бюрократов, считающих Голанские высоты своими. В результате героиня в белом свадебном платье идет через границу без всяких документов – туда, где ее ждет жених, идет без надежды вернуться назад, так как без паспорта ее обратно в Израиль никто никогда не пустит. И вся семья смотрит ей вслед, понимая, что видит любимую дочь в последний раз.

Призовая политика Локарно свидетельствует, что фестиваль посчитал своим долгом выразить этим людям свою солидарность.

Российский же кинематограф сегодня довольно далек от узла противоречий на Ближнем Востоке. У нас свои горячие точки, но они не очень зажигают Локарно. Зато у нас есть свои звезды, как, например, Олег Меньшиков. А это значит, что без наград и мы не остались. Меньшиков получил “Леопарда” “За совершенство” и произнес на Пьяцце Гранде благодарственную речь. Если бы организаторы фестиваля предусмотрели еще и ретроспективу фильмов с участием артиста, было бы просто великолепно.