Доверяй, но проверяй


Предприниматель Ричард Родс из Сиэтла прошел огонь и воду, но все-таки научился правильно вести бизнес. Он открыл свою компанию по поставкам камня Rhodes Masonry еще в 1984 г. “Жизнь преподносила мне тогда один тяжелый урок за другим, потому что я был доверчив и считал, что все люди такие, какими они себя преподносят”, – вспоминает он.

Сейчас компания Родса называется по-другому. Он переименовал ее в Rhodes Architectural Stone. Предприятие поставляет камни для строительства в США. Каменные глыбы завозятся из Китая, Индии и других азиатских стран, где они веками лежали в основании домов или составляли кладку улицы. Сейчас старые дома и улицы в Азии разрушаются и древние камни увозят в западные страны, где на них большой спрос. Rhodes Architectural Stone закупает целые блоки и стены камней. Их перевозят на фабрику, где отделяют камни один от другого и тщательно очищают. Rhodes Architectural Stone также добывает новые камни в каменоломнях тех же регионов, откуда вывозятся древние глыбы. После небольшой обработки новые камни уже не отличишь от старых.

В американском отделении компании работает 31 сотрудник (из них 10 – топ-менеджеры). В Азии на фабриках Rhodes Architectural Stone трудятся еще 600 рабочих. Сейчас бизнес Rhodes Architectural Stone развивается хорошими темпами. Ожидается, что в 2004 г. компания заработает $10 млн. Однако Родсу стоило немалых усилий достигнуть такого уровня доходов. Наученный горьким опытом, он стал теперь меньше доверять клиентам, перспективным сотрудникам и потенциальным партнерам. “Многие люди нравились мне с первого взгляда, и я немедля предлагал им: “Давайте займемся бизнесом”. Я видел недостатки работников, но каждый раз думал, что, сотрудничая со мной, человек поведет себя лучшим образом”, – признается Родс.

Первый раз он споткнулся, едва начав свой бизнес. Родс договорился о сотрудничестве с партнером, даже не удосужившись проверить состояние его кредита. Только придя в банк и получив отказ на получение кредитных карточек для компании, он узнал, что его партнер ранее дважды объявлял себя банкротом. Спустя некоторое время Родс еще раз попал в неприятную ситуацию. Его компания выполнила работу на $60 000 для гендиректора одной крупной компании в области высоких технологий, который строил особняк стоимостью в $1 млн. Клиент не оплатил счет и объявил себя банкротом. Родс говорит, что должен был потребовать от клиента кредитный чек еще до начала работ. Чек спас бы его от потерь. “Я бы сразу убедился, что он не хочет платить”, – говорит Родс.

В подобные ситуации попадал не только Родс, но и многие другие бизнесмены. Получив горький опыт, они готовы поделиться им с другими предпринимателями и дать советы, как избежать неприятностей.

Проверять платежеспособность

Ручиту Шаху, гендиректору рекламного агентства ClickZen Worldwide, и его партнеру Ричарду Хекеру было всего 17 и 16 лет, когда они начали свой бизнес в 2000 г. Их первым клиентом стало совместное предприятие, созданное крупной компанией по розничной торговле и интернет-издательством. Молодые бизнесмены были уверены, что клиент оплатит их работу, и даже не попросили у него кредитной расписки. Однако совместное предприятие обмануло предпринимателей, и они потеряли $15 000. “Компания воспользовалась тем, что мы еще ничего не знали”, – рассказывает Шах, которому недавно исполнилось 20 лет. Он говорит, что считает отсутствие кредитной расписки непростительной ошибкой. “Ведь мы могли получить в банке всю информацию об их компании, потом обратиться к юристу и подать в суд”, – добавляет Шах. Эта история, как и несколько других неприятных случаев, научила молодых бизнесменов обращаться за помощью к юристам и агентам, занимающимся расчетами. “Агенты забирают себе от 30% до 50% суммы, которую они выбивают из должника, – говорит Шах. – Но я лучше получу обратно 70% или 50% суммы, чем совсем ничего”.

Нанимать осторожно

Предприниматели должны тщательно проверять сведения, указанные в резюме соискателей, потому что, как правило, чем меньше бизнес, тем больше полномочий дается каждому наемному работнику. Это особенно важно для компаний, где сотрудники занимаются творческой работой или обслуживанием. “В сфере услуг и в творческих организациях людей нанимают не для того, чтобы они работали с каким-либо оборудованием. Их деятельность нельзя строго регламентировать, и именно поэтому плохой работник может направить всю деятельность компании не в то русло”, – говорит Кит Алпер, основатель и гендиректор компании по корпоративным коммуникациям Creative Producers Group (CGP). Его компания существует с 1980 г. В CGP работают 55 человек, которые создают мультимедийную продукцию для крупных и малых предприятий. В компании существует довольно сложная система подбора персонала. На позиции менеджеров низшего и среднего звена отбираются резюме 10 лучших кандидатов. После этого соискатели проходят групповое собеседование, которое продолжается полтора часа. Из 10 человек выбирают трех наиболее подходящих. С отобранными кандидатами беседуют еще никак не менее шести раз. Все рекомендации проверяются. CGP обязательно звонит бывшим работодателям соискателей и таким образом получает, по выражению Алпера, “объемную картину в 360 градусов”. Иными словами, компания собирает максимально много информации о новом человеке. С кандидатами на высшие должности такую же работу по заказу CGP проводят рекрутеры.

Конечно, столь тщательная система отбора персонала тоже имеет свои недостатки. CGP, к примеру, потеряла таким образом некоторых хороших кандидатов, которые не вынесли долгих процедур приема на работу и сбежали к другим работодателям. Тем не менее в большинстве случаев система тщательного отбора позволяет найти хорошие кадры.

Не брать все на себя

Еще одна фундаментальная проблема начинающих предпринимателей – это чрезмерная вера в собственные силы. В первые годы существования компании Родс сам принимал все решения относительно ведения бизнеса. Целых 10 лет он занимался в компании абсолютно всем: строил с рабочими стены из камней, заключал контракты с менеджерами, вел бухгалтерские дела. Он работал по 12 часов в день семь дней в неделю и крутился как белка в колесе. В его жизни не осталось ничего, кроме работы. Не хватало времени на семью и на друзей. Родс стал раздражительным и постоянно пребывал в плохом настроении. Ему казалось, что все в его жизни идет вкривь и вкось. “Существует миф, что предприниматель сам может распоряжаться своим временем, – говорит Родс. – На самом деле это означает, что ты можешь выбирать, какие именно 100 часов в неделю ты посвятишь работе”.

В один прекрасный день Родс решил стать членом палаты молодых предпринимателей города Сиэтла. Столкнувшись там с другими бизнесменами, он обнаружил, что многие из них работают меньшее количество часов, а зарабатывают больше. После этого Родс принял решение передать бразды правления компанией в руки топ-менеджеров. Теперь в Rhodes Architectural Stone трудится сильная команда профессионалов, а Родс говорит: “Я работаю гораздо меньше и чувствую, что живу, а не существую”. (WSJ, 25.06.2004, Мария Подцероб)