Банкира наказали за независимость


Решение о “дисквалификации” Кима приняла Комиссия по финансовому надзору (FSS) при правительстве Кореи. “Необходимо наказать руководителей Kookmin, чтобы исправить ошибки банка в таких областях, как качество активов, рентабельность, достаточность капитала и эффективность управления”, – говорится в заявлении комиссии. Трехлетний запрет на занимание Кимом руководящих должностей в банках и страховых компаниях стал самым суровым в Корее наказанием для действующего руководителя банка. Контракт Кима с Kookmin истекает 30 октября этого года, и продлить его он уже не сможет.

В 2003 г. Kookmin понес убыток в 753,3 млрд вон ($657,2 млн) из-за кризиса на рынке потребительских кредитов. Однако недавно FSS сообщила, что в ходе проведенного ею расследования выяснилось: Kookmin завысил размер убытков на 309,6 млрд вон ($270,1 млн), что позволило ему избежать уплаты налогов в размере 310,6 млрд вон ($271 млн). Кроме того, банк неверным образом учел около 550 млрд вон ($480 млн) при внесении в отчетность данных о поглощении подразделения кредитных карт и формировании резервов на покрытие просроченных кредитов.

FSS также считает, что объем таких резервов был в 2003 г. недостаточным. Между тем “плохие” кредиты составляли у банка 3,59% и 4,24% от объема кредитного портфеля (по данным на конец 2003 г. и конец июня 2004 г. соответственно), тогда как в среднем по отрасли этот показатель равен 2,5%.

Kookmin отказался комментировать решение FSS о наказании Кима, сам же он заявил, что “надлежащим образом следовал правилам” бухгалтерской отчетности.

Инвесторы любили Кима, возглавившего Kookmin в 2001 г. после его слияния с Housing and Commercial Bank, так как в руководстве банком он следовал рыночным приоритетам. Из-за этого он оказался на ножах с правительством, в особенности после того, как отказался участвовать в спасении компании по выпуску кредитных карт LG Card и производителя полупроводников Hynix Semiconductor, которое организовали власти. “Он был символичной фигурой, олицетворявшей независимый стиль управления. Я не думаю, что бухгалтерские проблемы настолько серьезны, чтобы оправдать решение правительства [о наказании Кима]. Скорее это политическая месть”, – говорит Джейсон Ю, аналитик Samsung Securities.

Недовольство вмешательством правительства в деятельность банков высказал и член комитета по денежной политике Центробанка Кореи Ким Тэ Дон. “Выгонять руководителя банка потому, что он высказывал недовольство [нерыночными методами спасения компаний], – такого вы не найдете нигде в мире. Это показывает, что бюрократы снова обретают власть”, – заявил он. (FT, 10.09.2004, Михаил Оверченко)