Страховщики грозят Boeing


В конце прошлой недели страховщики, в том числе такие крупные компании, как Marham Space Consortium и XL Specialty Insurance, официально подали иск против Boeing в Международную торговую палату (ICC) в Париже. Как сообщил официальный источник, знакомый с этим иском, страховые компании хотят взыскать с американской корпорации $250 млн. В эту сумму страховщики оценивают ущерб, полученный компанией мобильной связи Thuraya Satellite Communications в результате неполадок на спутнике Boeing-702. Из-за дефектов в первых версиях космического летательного аппарата Boeing-702 также пострадали компании Telesat, XM Satellite Radio Holdings и PanAmSat.

Строительство, запуск на орбиту и страховка такого спутника обходятся примерно в $350 млн. Запущенные в 1999–2001 гг. спутники, имевшие дефекты, привели к крупным выплатам страховщиков. Они уже заплатили операторам спутников около $800 млн. А общие претензии операторов, которые вынуждены были пойти на крупные дополнительные расходы, доходят до $1,6 млрд.

Корпорация Boeing признала дефекты в проектировке первых шести спутников и после этого устранила неполадки. Они были связаны с хроническими дефектами в системе солнечных батарей спутников. Выработка электроэнергии батареями быстро падала, что приводило к сокращению времени работы спутников на орбите.

Представитель Boeing сообщила, что страховщики ранее требовали от корпорации возместить их выплаты операторам спутников, но не уведомляли ее официально, что подадут иск. По ее словам, Boeing систематически информировала клиентов о неполадках в спутниках и улучшила конструкцию и систему контроля за качеством при строительстве следующих моделей Boeing-702.

Страховщики впервые предпринимают подобные действия против Boeing и вообще крайне редко действуют таким образом против компаний, производящих спутники. Обычно они возмещают все претензии операторам спутников и затем повышают тарифы по этому виду страхования, чтобы покрыть убытки. Но теперь страховщики посчитали, что ответственность лежит на Boeing, которая не смогла быстро исправить неполадки или не предупредила клиентов о них. Менеджеры страховых компаний в течение года обсуждали между собой возможность легальных действий против Boeing и одновременно пытались договориться с корпорацией во внесудебном порядке. К жестким действиям страховщиков подтолкнули тяжелые времена, которые переживает их сектор. Сейчас страховые компании сокращают покрытие и срок действия полисов и требуют больше данных от промышленных клиентов.

Технические проблемы серьезно повредили репутации спутникового подразделения Boeing, привели к падению его продаж и смене менеджмента. Новый менеджмент рассчитывал, что модернизация производства помогут подразделению получить прибыль в 2005 г. Однако разбирательство в Международной торговой палате может нарушить эти планы. (WSJ, 13.09.2004, Олег Митяев)