Бизнесмены съезжаются в Лозанну


Небольшая бизнес-школа в Лозанне принимает в год всего 90 студентов, которые проходят интенсивный 10-месячный курс MBA с отрывом от производства (full-time). Студенты приезжают примерно из 70 стран, и только 4% учащихся – швейцарцы. Еще меньше студентов проходит курс для руководящего состава (Executive MBA, EMBA): в этом году их всего 65, а сама программа рассчитана на 16 месяцев. Все студенты, что бы они ни изучали, обязаны хорошо знать английский язык, так как именно на нем ведется преподавание. В IMD на постоянной основе преподают 44 профессора и еще лекции читают четверо приглашенных специалистов.

Великовозрастные студенты

Интенсивная программа обучения позволяет IMD привлекать более взрослых людей (около 30 лет), которые в среднем имеют семилетний опыт работы. Рекрутерам нравится, что ученики школы – уже сложившиеся личности с большими перспективами в области международного бизнеса. Работодатели высоко ценят студентов IMD за знания и опыт работы в международном бизнесе, талант руководителя, личную этику, добросовестность, а также за способности к стратегическому видению и анализу. “Еще одно достоинство школы заключается в замечательной работе ее отдела по трудоустройству студентов. У него контакты по всему миру, и он очень хорошо организован. Контакты с компаниями налажены великолепно”, – говорит Джозеф Турнель, директор по поиску талантливого персонала компании DuPont Inernational в Женеве.

Интересно, однако, что рекрутеры не слишком высоко оценили знания студентов IMD в таких областях, как социальная ответственность компаний и их обязательства в сфере защиты окружающей среды, и были не слишком удовлетворены содержанием основного курса обучения.

Будучи старше и опытнее студентов других бизнес-школ, выпускники IMD обычно претендуют на средние или высшие менеджерские позиции. Некоторые рекрутеры жалуются, что выпускники школы завышают свою карьерную планку и ждут слишком высоких зарплат. Другие же критикуют IMD именно за то, чем она больше всего гордится – за небольшие размеры. Один из респондентов заявил: “Студентов явно не хватает, нанимать некого”.

Респонденты особо отметили, что хотели бы видеть среди выпускников побольше женщин. В момент проведения опроса представительницы слабого пола составляли менее 20% всех студентов, проходящих полный курс MBA в IMD. Чаще всего отсутствие женщин в школе объясняют тем, что в возрасте 30 лет многие из них заводят семью и не горят желанием вновь сесть за школьную парту. По словам представителей IMD, соотношение женщин и мужчин, проходящих курс MBA, полностью совпадает с их соотношением среди абитуриентов школы. IMD, однако, старается привлекать женщин. К примеру, каждой студентке IMD предлагает стипендию от компании Nestle.

Краткий курс

Студентка IMD из Великобритании Керри Грегори-Худ рассказывает, что она согласилась поступить в школу, только узнав, что это одна из немногих высоко котирующихся программ MBA для студентов старшего возраста. Ей самой было 33 года, когда она начала учиться в IMD. За год до этого она оставила свою работу в должности финансового советника телекоммуникационной компании и долго путешествовала по миру. Грегори-Худ устраивает, что курс MBA рассчитан всего на 10 месяцев. Она считает, что в ее возрасте “нет смысла” проходить двухгодичный курс обучения. В будущем молодая женщина планирует вернуться в телекоммуникационную отрасль, но хочет вместо финансов заняться операционной стороной бизнеса. Она не жалеет, что в школе учится мало женщин. Она долго проработала в области корпоративных финансов и говорит: “Я к этому привыкла. К тому же с такой проблемой сталкивается большинство бизнес-школ”.

Другой студент IMD, американец Тэд Пшибылович, работавший в Eastman Kodak, рассказывает, что его согласились принять в два учебных заведения – Cornell University в Итаке, штат Нью-Йорк, и в IMD. Он предпочел последнюю, поскольку она более интернациональна по составу и там учатся зрелые люди. “В Cornell University было бы 70 студентов-американцев и еще 30 человек, решивших учиться в США, – объясняет Пшибылович. – Люди, которые поступают в IMD, менее ориентированы на Америку”.

Иные деканы бизнес-школ и рекрутеры часто задаются вопросом: дает ли интенсивный курс MBA в IMD те же знания, что двухгодичные курсы в других школах, тем более что студенты последних проходят летнюю практику. Однако IMD яростно отстаивает свою позицию. “Мы обратились к работодателям и узнали, что те из них, кто тоже проучился два года, зачастую недовольны этой моделью обучения, – поясняет Шон Михан, директор программы MBA в IMD. – Запирая людей на два года в стенах школы, вы по крайней мере на полтора года изымаете их из бизнеса и экономики. Это слишком долгий срок”. Михан считает, что большинство студентов IMD не нуждаются в летней практике, поскольку уже обладают опытом работы. Самым главным условием существования 10-месячного курса он называет его малочисленность. “Невозможно было бы достичь аналогичных результатов в классе, где занимается 200 или более человек”, – говорит он.

IMD была создана в 1990 г. путем слияния двух университетов, основанных ранее крупными компаниями. Это был институт международного менеджмента IMI в Женеве, открытый ведущей канадской алюминиевой компанией Alcan, и школа менеджмента Imede в Лозанне, принадлежавшая Nestle. IMD и по сей день сохраняет тесные связи с промышленностью благодаря своим программам MBA, как общей, так и той, что предназначена для руководящего состава. Студенты вместе с предпринимателями работают над составлением бизнес-планов и участвуют в двухмесячных проектах по консультированию компаний, таких как швейцарский Holcim, крупнейший производитель цемента в мире, и Nestle, которой они помогали развивать кофейный брэнд Nespresso.

Международные интересы

IMD пытается упрочить свою репутацию в других странах мира. Недавно директор по маркетингу школы Дженет Шанер ездила в США. Ее визит нашел живой отклик среди американских работодателей. “Ряд американских компаний выказывают постоянно растущий интерес к найму студентов, обучающихся по нашей программе MBA. Они также хотели бы направлять топ-менеджеров для прохождения нашего курса для руководящего состава, – говорит она. – Они ищут менеджеров, способных заниматься международными проблемами, и топ-менеджеров, понимающих глобальные экономические процессы”.

Два года назад IMD внесла изменения в программу global leadership (программа обучения лидеров, занятия по которой проводятся в разных странах), сместив акцент в сторону более подробного изучения важных политических и экономических процессов, происходящих сегодня в мире. Начиная с 2002 г. все студенты ежегодно отправляются на неделю в Боснию и Герцеговину для изучения проблем послевоенного восстановления страны. Они встречаются с крупными бизнесменами, представителями правительства и обычными гражданами. Цель курса – подготовить студентов к ситуациям, в которых, будучи руководителями, они должны будут разрешать социально-политические проблемы. В этом году студенты также подготовили доклады на тему “Как привлечь в страну больше туристов”.

Абитуриенты IMD должны посещать студенческий городок и принимать участие в обсуждении какого-либо учебного примера с другими кандидатами. Это помогает приемной комиссии определить, как абитуриент умеет общаться с людьми. В течение всего курса MBA студенты занимаются в маленьких группах и должны научиться принимать во внимание культурные и личностные различия, которые всегда возникают в разношерстных многонациональных коллективах. “В этих группах люди приобретают навыки “мягкого” лидерства, – утверждает Пшибылович. – IMD обычно прикрепляет к группе психолога, который помогает вам понять, как развиваются ваши отношения с одногруппниками. Вы можете поступить в IMD со своими стереотипами, но вам придется с ними расстаться”. (WSJ, 22.09.2004, Мария Подцероб)