Федун ведет “Спартак” на биржу


Летом “Спартак” объявил, что контрольный пакет клуба получил инвестиционно-финансовый дом “Капитал”. Как рассказал “Ведомостям” вице-президент “ЛУКОЙЛа” и председатель совета директоров “Капитала” Леонид Федун, у клуба также есть несколько акционеров – физических лиц. В частности, 20% принадлежит самому Федуну, а 10% – бывшему президенту ФК Андрею Червиченко.

Через год-два, обещает Федун, “Спартак” может провести IPO. “Такая у нас идея фикс – часть пакета акций продать через биржу, чтобы подтвердить вложенные деньги”, – рассказывает он. IPO будет проведено в России. “Кому на Западе интересен “Спартак”? Это чисто российская команда, – поясняет он. – Думаю, что большое количество поклонников “Спартака” будут готовы вложить деньги в [акции], если они будут финансово привлекательны”. Так поступили болельщики европейских футбольных команд с раскрученным брэндом, например Manchester United.

С помощью инвестиций Федун рассчитывает вывести “Спартак” в “лидеры футбола Восточной Европы”. Он считает, что в ближайшее время в этом регионе будут доминировать четыре клуба – украинские “Динамо” и “Шахтер”, а также московские ЦСКА и “Спартак”. На следующий год бюджет “Спартака” должен составить $15 млн, не считая трансферов. До конца года руководство клуба планирует решить вопрос с получением площадки под строительство стадиона. Инвестиции в такой проект Федун оценивает в $40–50 млн. Строительство должно занять от полутора до двух лет.

Спортивные эксперты и бизнесмены отмечают, что российские футбольные клубы могут удачно разместить свои акции на бирже. А “Спартак” – самый титулованный российский клуб, имеющий болельщиков не только в Москве и потому часто называемый “народной командой”, – даже имеет преимущество перед другими клубами.

Консультант консалтинговой компании A.T. Kearney Антон Дерлятка говорит, что у “Спартака” достаточно состоятельных болельщиков, которые из-за желания владеть частью любимой команды “могут потратить десяток-другой тысяч долларов”. Стоимость брэнда “Спартака” он оценивает более чем в $10 млн, а объем аудитории болельщиков – в несколько миллионов человек.

По словам гендиректора петербургского ФК “Зенит” Ильи Черкасова, для успешного проведения IPO у “Спартака” уже есть раскрученный брэнд. “Осталось только насытить клуб деньгами и провести аудит. А вице-президент “ЛУКОЙЛа” [Федун] это сделать вполне может”, – полагает он.

О финансовой стороне Дерлятка говорит сдержанно. “Я сомневаюсь, что какой-либо российский клуб станет прибыльным в течение двух лет”, – полагает эксперт.

“Сегодня футбольный клуб не прибылен, – вторит ему президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер. – Хорошо, если его удастся привести к самоокупаемости. Для начала нужно провести аудит, клуб должен стать открытым”.

По словам Гинера, футбольный клуб должен зарабатывать за счет спонсоров, продажи атрибутики, прихода денег от выступлений в еврокубках.

Вице-президент краснодарского ФК “Кубань” Максим Ремчуков считает, что IPO для футбольного клуба является скорее способом увеличения аудитории, чем привлечения денег. “Проще и надежнее было бы выпустить облигации, а IPO создаст вокруг клуба ажиотаж и позволит привлечь состоятельных болельщиков, причем не только из России”, – говорит он.

А вот предправления “Вэб-инвест Банка” Александр Винокуров оптимистичен в оценке инвестиционной привлекательности российского футбольного бизнеса, который растет быстрее, чем где-либо в мире. Винокуров считает, что года через два IPO клуба “Спартак” вполне может состояться. “Вкладываться в неперегретый рынок лучше”, – полагает он.