Бизнес обитателей студгородка


Тайлер Дикмэн учится на дневном отделении университета Санта-Клары, однако бывает на занятиях всего два раза в неделю – по вторникам и четвергам. Он договорился о свободном посещении, чтобы успевать руководить своей маленькой компанией CoolTronics.

Дикмэн начал торговать в розницу компьютерами, еще когда учился в средней школе. Став студентом, он продолжает заниматься бизнесом, хотя ему приходится очень нелегко. В те дни, когда нужно спешить на учебу, Дикмэн встает ни свет ни заря и делает с утра все деловые звонки. С 10 утра до 3.30 пополудни он находится в колледже и каждую перемену проверяет свою электронную почту. “Благодаря Интернету я могу в течение учебного дня связываться с нужными мне людьми”, – говорит Дикмэн.

Возможность пользоваться Интернетом и смекалка – далеко не единственные качества, которыми стоит обладать студенту-бизнесмену. Он должен быть выносливым человеком. Кто еще кроме молоденького студента может 60 часов в неделю посвятить бизнесу и при этом найти в себе силы сесть за учебники? “Я, между прочим, хорошо учусь”, – сообщает с гордостью Дикмэн. Его средний балл в колледже – 3,2 (примерно “четыре с плюсом” по российским меркам). “Но, если честно, мне это трудно дается”, – добавляет он со вздохом.

Бесплатный совет

Тем не менее студентам-предпринимателям грех жаловаться на судьбу. Они получают бесплатный доступ ко многим информационным ресурсам. Могут получать советы от профессоров университета или каких-либо других консультантов. Кроме того, студенты могут задешево нанять на работу однокурсников, бесплатно пользоваться базами данных в Интернете. “Это хороший фундамент для открытия предприятия. Можно преуспеть, даже будучи совсем молодым и не имея никакого опыта в бизнесе”, – говорит Андреа Хершаттер, декан бизнес-школы “Гойзуета” при Университете Эмори.

Однако у молодых бизнесменов есть своя ахиллесова пята. Это их оценки в университете. “Моя мама сказала бы вам, что я слишком отвлекаюсь от учебы и что я мог бы получать более высокие оценки”, – рассказывает Рич Боттнер, студент, бизнес которого – музыкальное сопровождение вечеринок. Боттнер занимался этим еще в школе, но прекратил перед поступлением в колледж. Однако стоило ему в первый раз оказаться на студенческой дискотеке в общежитии, как страсть к предпринимательству вновь обуяла его. Вскоре он занялся музыкальным оформлением студенческих вечеринок, назвав новую компанию Rich Sound Entertainment. Сейчас это одна из двух фирм, которыми он руководит. “Я сохранил моих старых клиентов в Нью-Джерси, где учился в школе, – говорит юный предприниматель. – Один-два раза в месяц я прицепляю к моей машине фургон с оборудованием и отправляюсь в Нью-Джерси, чтобы организовать там вечеринку”.

Пятерка за самомнение

Студенты-бизнесмены ощущают себя в привилегированном положении по сравнению с однокурсниками. “Когда говоришь, что занимаешься бизнесом, чувствуешь себя крутой”, – признается Мисси Файн, студентка Бэбсон-колледжа. Ей всего 21 год, а она уже продает бутикам собственноручно сделанные украшения. Файн тоже начала свое дело еще в школе. Она жила в богатом квартале Лос-Анджелеса, где нашла своих первых клиентов. В колледже у нее появился деловой партнер. Он обожает бухучет и финансы. Это именно то, что Мисси сама терпеть не может. Вдвоем они составляют замечательную пару, где один занимается финансами, а другой мастерит и продает украшения. Однако предпринимательская деятельность негативно сказывается на учебе. Файн каждый раз становится не по себе, когда она заглядывает в зачетку. “Не стану врать. У меня ужасные оценки”, – признается она. Да и какие они еще могут быть, если вечерами после занятий Мисси мастерит серьги и ожерелья, а учебники даже не открывает. В результате “я получаю сплошные B и C (“тройка” и “четверка”), а иногда и D (“двойка”)”, вздыхает она. Но тут же добавляет: “Вообще-то я не думаю, что оценки отражают наши реальные знания”.

Студенты-предприниматели часто подчеркивают, что работа и учеба хорошо дополняют друг друга. К примеру, Бретт Класко издает в Интернете газету Investors Alley, посвященную инвестированию, и одновременно учится в Университете Эмори. 21-летний бизнесмен говорит, что сейчас его средний бал в университете – 3,0 (“четверка”). Раньше он учился хуже, но выправился после того, как закончил общий базисный курс обучения и стал учиться на отделении менеджмента и маркетинга. “Я сдал все теоретические дисциплины по вводному курсу и перешел к более практическим предметам. Здесь мне пригодилось мое знание бизнеса и опыт работы”, – говорит он.

Светлое будущее

Многие преподаватели считают, что студенты-предприниматели получают бесценный опыт. “Важно только, чтобы бизнес не превращался в манию. Студенты все же должны посещать лекции и делать домашние задания. Если они удачно совмещают учебу с работой, то бизнес не только не мешает, но, наоборот, помогает им учиться”, – утверждает Питер Руссо, директор Института предпринимательства и менеджмента при Школе менеджмента в Бостонском университете. Зачастую вузы сами активно подталкивают студентов к предпринимательству. Именно так это происходит в Университете Эмори и в Бостонском университете.

В некоторых случаях высшие учебные заведения пытаются ввести ограничения на попытки использовать в деловых целях учебные помещения и комнаты в общежитии. Чаще всего претензии выражают отделы информационно-технического оснащения. Например, Дикмэн рассказывает, что использовал как офис своей компании CoolTronics комнату в общежитии. Администрации студгородка это пришлось не по вкусу. “Я тратил пять или шесть часов в день на деловые звонки и подолгу сидел в Интернете, проверяя электронную почту и отвечая на письма, – рассказывает студент. – Я особо не перегружал компьютерную сеть общежития, но мне все равно сказали, что комнату следует использовать в учебных целях, а не в деловых”.

Несмотря на все трудности, студенты-предприниматели понимают: они в привилегированном положении, только пока учатся. В будущем они превратятся в обычных бизнесменов, которым ничего не достается бесплатно. Дикмэн планирует вести бизнес и после окончания вуза. Сейчас у него в голове несколько интересных идей, которые он хочет воплотить в реальность. Класко хочет и впредь издавать свою интернет-газету об инвестировании. Файн уедет на три года в Италию, где будет учиться дизайну украшений, но думает продолжать вести бизнес своей компании Mistico. Девушка уверена, что в будущем не сменит ремесло. “Я обожаю мастерить украшения. Мысль о том, что я буду заниматься этим всю жизнь, приводит меня в восторг. Я хочу, чтобы все мои мечты сбылись”, – делится она. (WSJ, 20.10.2004, Мария Подцероб)