Доллар в штопоре


“В том, что этот уровень [$1,3/евро] рано или поздно будет пройден, никто не сомневался, – говорит замначальника управления финансовых рынков МДМ-банка Василий Заблоцкий. – Нужен был лишь повод, и он появился”.

Сигналом для “медведей” послужило заявление министра финансов США Джона Сноу о том, что между западными странами нет никаких договоренностей о валютных интервенциях в поддержку доллара, который с конца сентября подешевел почти на 10% к евро. “Попытки введения нерыночных механизмов в установлении валютных курсов – неблагодарное занятие, их результаты были самыми неожиданными”, – цитирует его агентство Bloomberg.

Эти слова прозвучали как приговор – курс доллара уверенно пробил психологически важную отметку $1,3/евро и зафиксировал очередной исторический минимум $1,3047/евро. Упасть ниже ему не дала “агрессивная защита ключевого опционного барьера в $1,3050”, указывает руководитель группы операций на внешнем валютном рынке ОРГРЭСБАНКа Максим Косарев. По отношению к иене доллар также подешевел на 1% – с 105,27 до 104,29 иены – минимальный уровень с марта этого года.

Все дело в проблемах американской экономики, а слова Сноу стали всего лишь спусковым крючком, отмечает аналитик “Тройки Диалог“ Антон Струченевский. Инвесторы по-прежнему обеспокоены несокращающимся дефицитом бюджета США и отрицательным сальдо счета текущих операций, напоминает он. Исправить ситуацию, по мнению Заблоцкого, могла бы победа на президентских выборах Джона Керри, но Джордж Буш сохранил свой пост еще на четыре года.

Слабый доллар выгоден Америке. “Это поддерживает конкурентоспособность ее товаров на внешнем рынке и помогает перекладывать свои экономические проблемы на Европу”, – поясняет Заблоцкий. Поэтому рынок не обратил внимания (курс остался на уровне $1,29) на сделанное в начале недели заявление Сноу о том, что США по-прежнему заинтересованы в сильном долларе. Тем более что министр говорил об этом накануне своего назначения в начале 2003 г. – с тех пор доллар подешевел к евро почти на 20%.

Теперь все будет зависеть от действий европейских стран, отмечает Заблоцкий. Завтра в Берлине встречаются министры финансов 20 стран Евросоюза. “Если они решат поддержать доллар, его падение может приостановиться, – полагает Заблоцкий. – Если они решат подождать, то я не удивлюсь, увидев через некоторое время курс 1,4 $/евро”. Пока руководители Европейского центробанка говорят лишь о том, что “им не нужны резкие изменения курсов обмена”. Раньше аналитики называли критической уровень $1,2/евро, но он давно пройден. По мнению экономиста ING Джеймса Найтли, терпение ЕЦБ лопнет при $1,35/евро. Потенциал падения доллара еще не исчерпан, считает Струченевский из “Тройки”. Укрепляющийся евро бьет по карманам экспортеров, признает он, но США, один из основных потребителей европейской продукции, по-прежнему богаты, и рост цен на товары из Европы не слишком смутит американских покупателей. Остановить падение доллара могло бы вмешательство G7 либо отказ Китая от фиксированного курса юаня к доллару, полагает Косарев из ОРГРЭСБАНКа.

На слова Сноу отреагировал и российский валютный рынок, ведь Центробанк регулирует курс доллара к рублю с учетом котировок на мировом рынке. Официальный курс рубля по итогам торгов на ММВБ вчера вырос почти на 2 коп. до 28,67 руб./$, а на межбанковском рынке котировки доллара падали ниже 28,62 руб.