Гуцериев обнаружил дешевую нефть


Летом структуры “Русснефти” привлекли кредит французского банка BNP Paribas на сумму $200 млн. Вскоре владельцы “Русснефти” стали активно пополнять свою компанию новыми нефтяными активами. За $100 млн “Русснефть” купила нефтедобывающие активы Межпромбанка и группы “Альянс”, в сентябре “Русснефть” приобрела СП “Черногорское”.

А в минувшую пятницу компания купила за $30 млн шесть небольших месторождений в Томской области с суммарными запасами 28 млн т нефти, рассказал “Ведомостям” менеджер “Русснефти”. Добыча ведется лишь на одном из них – ЗАО “Соболиное”, где в 2003 г. было добыто 87 000 т нефти.

“Новые приобретения обошлись “Русснефти” дешево – всего около 7 центов за баррель запасов по категории С1+С2, – отмечает аналитик “Атона” Стивен Дашевский. – Рыночная цена на примере других сделок в нефтяной отрасли составляет 10–15 центов за баррель”.

Сбить цену, по словам источника, близкого к “Русснефти”, помогло то, что у бывших владельцев активов возникли сложности с правоохранительными органами.

Дело в том, что все шесть компаний два года назад входили в томское предприятие “Томскнефтегазгеология ВНК” (ТНГГ). По словам одного из бывших руководителей ТНГГ, в 2003 г. менеджмент томского предприятия, которое к тому моменту находилось на грани банкротства, вывел из ТНГГ все добывающие “дочки”. “Это делалось с целью погасить долги ТНГГ”, – добавляет собеседник “Ведомостей”. Впоследствии эти активы были проданы. А в конце сентября прокуратура Томской области возбудила в отношении нескольких менеджеров ТНГГ уголовное дело по факту сокрытия имущества, за счет которого предприятие должно было гасить налоговую задолженность. По данным “Интерфакса”, который ссылается на следователя прокуратуры Томской области Павла Сбышко, к концу 2002 г. долги компании по налогам превышали 160 млн руб. По его словам, значительная их часть уже погашена, но это не освобождает менеджеров от ответственности за вывод активов.

В октябре правоохранительные органы провели в ТНГГ и томском офисе депутата Госдумы Максима Коробова, которого считают совладельцем компании, обыски и выемку документов, касающихся продажи нефтедобывающих “дочек” ТНГГ. Но, как сообщили “Интерфаксу” в областной прокуратуре, обвинение до сих пор никому не предъявлено.

Сам Коробов сказал “Ведомостям”, что дружественные ему структуры больше не являются акционерами ТНГГ. Кому продан контрольный пакет, депутат раскрыть отказался.

ТНГГ не раскрывает состав акционеров с 2002 г. До этого ее акциями владели “дочка” “ЮКОСа” – ВНК (38%) и четыре малоизвестных ООО.

Сотрудник “ЮКОСа” говорит, что, по мнению юристов этой компании, менеджмент ТНГГ незаконно получил контроль над этим предприятием, но доказать это в судах “ЮКОСу” не удалось.

А менеджер “Русснефти” уверен, что проблем с новым активом у его компании не возникнет. “Мы проверяли юридическую чистоту сделки и являемся добросовестными приобретателями”, – говорит он.

К тому же “Русснефть” не единственный покупатель месторождений, когда-то принадлежавших ТНГГ. В конце прошлого года “Сибнефть” купила за $28 млн ЗАО “Арчинское” и ООО “Шингинское” с суммарными извлекаемыми запасами 20 млн т. Источник, близкий к “Сибнефти”, тоже уверен, что претензий к его компании со стороны госорганов не возникнет, и приводит в свою пользу те же аргументы, что и менеджер “Русснефти”.

Глава юридической компании “Вегас-Лекс” Альберт Еганян также уверен, что прокуратуре будет непросто отобрать томские активы у их новых владельцев – “Русснефти” и “Сибнефти”. “Наверняка собственники этих компаний поменялись не один раз, прежде чем были заключены окончательные сделки. Поэтому нынешние владельцы активов действительно являются добросовестными приобретателями и могут особо не волноваться”, – поясняет эксперт.