Помочь Бразилии


Сегодня Путин отправляется в международное турне по Чили, Бразилии и Португалии. На саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) 20–21 ноября он обсудит с коллегами борьбу с международным терроризмом и привлечение инвестиций в регион, рассказывает источник в Кремле. По словам директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, Россия также рассчитывает подписать с рядом стран протоколы о завершении переговоров по вступлению в ВТО.

Более краткосрочные проекты Путин будет обсуждать в Бразилии. По словам источника в российской делегации, в ходе визита планируется подписать рамочное соглашение о сотрудничестве в космической сфере. По нему Россия сможет участвовать в разработке бразильских ракетоносителей и реконструкции космодрома “Алькантара” – стоимость проектов составит $700–800 млн. Эту цифру называет “реальной” и эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. За помощью в космической сфере бразильцы обратились к России после взрыва при запуске их ракетоносителя в августе 2003 г., говорит торгпред России в Бразилии Сергей Логинов.

Примерно $800 млн стоят и 12 отечественных истребителей Су-35, которые Бразилия собирается закупить у России. Чиновники рассчитывают, что объявление об этом президент Бразилии Игнасио Лула сделает во время визита Путина. Технический тендер ВВС Бразилии российская машина выиграла еще в 2003 г., обойдя французский Mirage 2000 и шведский Gripen. Прежде Бразилия никогда не закупала российские истребители.

Но Россия не исключает и ответной покупки бразильских авиалайнеров Embraer, а также совместной с Бразилией разработки нового самолета на 37–50 пассажиров, говорит источник в российской делегации. Закупка большой партии “убьет российский проект регионального самолета RRJ”, уверен Макиенко. А по мнению зампредправления Союза авиапромышленности Константина Крохина, любые покупки готовых самолетов “нанесут ущерб российскому авиапрому”. Зато продажа Су-35 позволит “подтянуть технический уровень российской военной техники, поскольку бразильцы выдвинули к самолету весьма жесткие требования”, считает Макиенко.

Но Россия интересует Бразилию не только как рынок для сбыта авиалайнеров. По словам Логинова, бразильцы хотели бы увеличить квоты на поставки мяса птицы и говядины. В 2004 г. из-за вспышки птичьего гриппа в США она уже экспортировала в Россию более 167 000 т курятины на сумму $142 млн при квоте в 68 000 т. У Путина они также собираются требовать отмены эмбарго на поставки говядины – ее импорт из Бразилии Россия запретила полтора месяца назад из-за эпидемии ящура в штате Амазонас. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько затруднился прогнозировать, удовлетворит ли Россия эти требования, отметив лишь, что “Бразилия является выгодным партнером и предлагает одну из самых конкурентоспособных продукций [аграрного сектора] в мире”.