В мире напели на $13,9 млрд


Топ-менеджеры четырех крупнейших компаний в мире – Universal, Sony BMG, EMI и Warner Music – в один голос утверждают, что период незначительного роста индустрии закончился. Расходятся они в прогнозах: одни считают, что на рост продаж не приходится рассчитывать до 2006 г., другие говорят, что даже этот прогноз слишком оптимистичен.

Столкнувшись с падением продаж, компании усиленно снижают расходы. И успех сейчас зависит от трех составляющих: более продуманного управления A&R (Artist & Repertoir – механизм по поиску новых талантов, заключение контрактов, написание, выбор и раскрутка репертуара, продумывание концепции альбома и видеозаписей и создание имиджа артиста), обеспечения постоянного дохода от музыкальной периодики и увеличения прибыли от интернет-торговли. Из них A&R остается основным источником доходов для музыкальной индустрии. По данным советника по финансам нескольких независимых лейблов Османа Эралпа, в A&R ежегодно вкладывается $2,5 млрд. “A&R – единственный расход компании, от которого она получает прибыль”, – говорит Эралп. Ни одна из компаний не раскрывает сумм, которые она тратит на артистов и их репертуар, но все соглашаются, что без A&R вообще не было бы индустрии. A председатель совета директоров и гендиректор Universal Music UK Люсьен Грейндж называет A&R смесью футбола и фармацевтики. “В футболе ваше будущее зависит от вложений в развитие молодых талантов; в фармацевтике вы стараетесь создать чудодейственные лекарства. Найти такую группу, как U2, равносильно созданию такого лекарства”, – считает Грейндж.

Новый гигант Sony BMG, появившийся в результате слияния Sony и Bertelsmann, заявляет, что благодаря слиянию они смогут экономить до $350 млн в год, часть которых пойдет на A&R.

Некоторые компании, наоборот, пошли по пути сокращения количества артистов, распределяя бюджет A&R между наиболее перспективными. Warner Music уменьшила список своих артистов на 25%, а EMI – на 20%. Компании упрекают в том, что сокращение расходов на поиск и развитие новых артистов привело к феноменальному успеху таких шоу, как Pop Idol и American Idol (западные аналоги “Народного артиста” и “Фабрики звезд”), где люди становятся звездами без участия адвокатов и авторов. Однако, по мнению Грейнджа, дело не в том, что процесс поиска и раскрутки артиста очень сложен, проблема в том, как это сделать правильно, “когда ты попадаешь в точку, результат говорит сам за себя”. (FT, 17.11.2004, Николай Борисов)