Виртуальные танцы


Николь и Нобер Корсино настаивают на том, что они не художники, а хореографы. Свое же увлечение инсталляциями объясняют просто: им необходимо было освоить новые территории для танца. Инсталляция на самом деле довольно молодой жанр, у него нет точного определения и четких границ, так что в инсталляции могут быть и движения, и танцы, причем совершенно неожиданные. Николь с Нобером смело используют в своих “хореографических постановках” кадры с мелькающей толпой, велосипедистами, дворниками, проплывающими по улице прохожими. Среди сумбура движений появляются кадры с обрывками танцев, поставленных, конечно же, ими, Н + Н Корсино. Да и сами танцы похожи на сценки из современной суматошной жизни.

Инсталляции как художественные объекты очень затейливы и сложны, и для них требуется отдельное долгое описание. Но отдельно надо отметить инсталляцию-фильм “Пленницы”, расположившуюся в полуразрушенном аптекарском приказе Щусевского музея. Это черно-белый бессюжетный фильм, где танцуют бесцветные клоны героинь компьютерных игр, будто сбежавших от компьютерных преследований и убийств. Николь и Нобер разработали хореографию виртуальных танцев и с помощью особой техники обеспечили виртуальным танцовщикам пластику реальных. Так искусственные персонажи ни у кого не движутся, уверяют Корсино. Возможно, и тем не менее все в этом странном фильме держится не на танце, а на ожидании спецэффектов и каких-то художественных вывертов – правда, в результате ничего не происходит, с окончанием танца все заканчивается. И хотя французы считают себя хореографами, их хореографию оценить трудно – проще оценить инсталляции Н + Н, зрелищные, как захватывающий видеоарт.

Еще стоит отметить их чувство юмора: столпившиеся вокруг инсталляции-навигации зрители с увлечением крутились вместе с пультом управления. Дело в том, что поворачиваться в трехмерном виртуальном пространстве можно не только с помощью руля, но и вместе с ним. Кажется, что падение в шахту, бег по замкнутому пространству бункера, неожиданный поворот – ну что-то же должно произойти – и танцующая в темноте приблизится к вам. “В чем шутка?” – спрашиваю я у Николь и Нобер, они смеются: “Никого убивать не надо, мы просто хотели, чтобы посетители раскрепостились и почувствовали свободу движений”.