Вторые скрипки


Сотрудники всегда испытывают противоречивые чувства, когда из компании уходит 65-летний топ-менеджер, вся жизнь которого прошла на этой работе. Недавно один из редакторов Wall Street Journal объявил, что собирается выйти на пенсию после 39 лет работы в редакции. Около его двери немедленно собралась толпа сотрудников, которые пытались уговорить его остаться. Причина проста: этот редактор каждый день принимал сложные решения и многие сотрудники часто обращались к нему за советом. Кроме того, он служил своеобразным эталоном моральных принципов и этических стандартов в работе редакции. Он был заместителем управляющего редактора, при этом никогда не стремился получить повышение. Поэтому он всегда открыто высказывал свою точку зрения. Один из журналистов редакции говорит: “Он всегда говорит то, что думает. Вопросы политкорректности его не волнуют, он не стремится к карьерному росту”.

“Во всех уголках корпоративной Америки вы увидите множество гендиректоров, которые считают себя знаменитостями и окружают себя вечно поддакивающими подчиненными, – утверждает Ричард Тедлоу, профессор и специалист по истории бизнеса Гарвардской бизнес-школы. – Стоит гендиректору предложить: “Давайте построим башню до луны”, кто-нибудь тут же бросается покупать сталь”. По мнению Тедлоу, лидеры, которые в первую очередь заботятся о процветании компании и только во вторую о своей карьере, встречаются значительно реже. Обычно это менеджеры среднего звена. Чаще всего их можно встретить в компаниях, где гендиректора не боятся делиться властью и выслушивать, когда надо, возражения сотрудников. К примеру, именно такими остаются уже 20 лет отношения двух лидеров Colgate-Palmolive, гендиректора и председателя совета директоров Рубена Марка и президента компании Уильяма Шанахана. За пределами Colgate-Palmolive Шанахана почти никто не знает, зато в самой компании он пользуется огромным влиянием. Он отвечает за бизнес-операции Colgate-Palmolive по всему миру, объем которых составляет $10,5 млрд.

Сотрудники считают Шанахана настоящим трудоголиком. У него репутация ходячей энциклопедии, потому что он досконально знает продукцию, все бизнес-процессы и маркетинговые стратегии Palmolive. Он постоянно путешествует по всему миру. При этом он редко появляется в мировых столицах, таких как Париж, и намного чаще в отдаленных офисах компании в развивающихся странах. “Два самых тяжелых чемодана в его багаже всегда набиты рабочими документами”, – говорит один работающий вместе с ним топ-менеджер.

Шанахан – жесткий руководитель. Он дает подчиненным недвусмысленные указания, но вместе с тем ожидает, что они будут открыто высказывать свою точку зрения. В прошлом профессиональный баскетболист, Шанахан на 20 см выше ростом Рубена Марка. В нем целых 193 см. Он легко вступает в споры с шефом. Но он не стремится привлечь к себе внимание и никогда не спорит с Марком на людях.

“Рубен дает Биллу огромную свободу в управлении Colgate-Palmolive. На ежегодных собраниях акционеров он всегда напоминает, что не мог бы управлять компанией без Шанахана, – рассказывает один из топ-менеджеров, который хорошо знает обоих руководителей. – При этом Билл повторяет, что если ему не удается убедить Рубена в личной беседе, то он поступает так, как хочет шеф”.

Годами рекрутеры интересовались у Шанахана, не хочет ли он занять должность гендиректора в какой-либо другой компании. Но он решил остаться вторым лицом в Colgate-Palmolive. “Я не только помог построить успешный международный бизнес. Я получил потрясающую возможность работать с сотрудниками из разных стран и помогать развиваться нашему бизнесу во всем мире”, – говорит Шанахан, уклоняясь от подробного обсуждения своей карьеры и стиля руководства.

В июле прошлого года Colgate-Palmolive выдвинула на пост директора по операциям 51-летнего Яна Кука. По логике вещей именно он должен стать преемником Марка, когда тот через год-два покинет свой пост. Однако трудно предсказать, кто заменит Шанахана, который примерно в это же время собирается выйти на пенсию.

Известно, что другие компании по многу лет искали преемников вторых лиц. К примеру, Майкл Айзнер, гендиректор и председатель совета директоров Walt Disney, так и не нашел замены президенту компании Франку Уэллсу, который погиб в 1994 г. во время крушения вертолета. Сейчас Walt Disney судится с акционерами по делу найма и увольнения Майкла Овитца, который был президентом компании в середине 1990-х гг.

У юриста Уэллса не было особых амбиций, поэтому он легко ладил с Айзнером. Уэллс сам привел Айзнера в Walt Disney. Когда же Айзнер захотел стать гендиректором, Уэллс быстро согласился отойти на второй план и занять пост президента. (WSJ, 23.11.2004, Мария Подцероб)