Сколько стоит автогражданка


Закон об ОСАГО вступил в силу 1 июля 2003 г. За первый год (до 1 июля 2004 г.) компании собрали по этому виду страхования 48,2 млрд руб.

Выплаты нарастали постепенно. На 1 октября 2003 г. они составили 2,4% от сборов по ОСАГО; на 1 января 2004 г. – 5,1%; еще через три месяца – 10,9%; и к 1 июля достигли 17% от взносов, или 8,2 млрд руб. Но эти цифры не дают представления о рентабельности ОСАГО. Из одних взносов и выплат понять реальный уровень доходов страховщиков невозможно, говорит руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев.

Чтобы оценить, сколько заработали страховщики, надо знать, как распределяются собранные средства. По постановлению правительства из 100% собранных по ОСАГО взносов 20% идет на расходы на ведение дел (комиссионные агентам, печать полисов, открытие центров продаж), 3% перечисляется в Российский союз автостраховщиков (РСА) для выплат в случае банкротства какой-то из компаний. Таким образом, из собранных 48,2 млрд руб. у страховщиков остается 77%, или 37,1 млрд руб.

Но и эта сумма не дает представления о заработке страховщиков, ведь по заключенным в первый год договорам возможны выплаты вплоть до конца июня 2005 г. Их прибыль можно только прогнозировать. Сделать это взялись сами страховщики (РСА), регулятор (ФССН) и независимые эксперты.

Собственные оценки

РСА оценивает предстоящие выплаты так. По данным союза, за год действия автогражданки было заявлено 535 000 страховых случаев, средний размер выплаты по которым составил 18 900 руб. Исходя из этой суммы общий размер выплат составляет 10,1 млрд руб. Кроме того, необходимо учесть произошедшие, но еще не заявленные убытки, т. е. те ДТП, по которым автовладельцы к 30 июня 2004 г. еще не обратились к страховщикам.

Их РСА оценивает на основании данных ГИБДД. В первом полугодии 2004 г. произошло 757 200 ДТП, а в страховые компании за этот период было заявлено почти вдвое меньше – всего 448 200. Остальные 309 000 ДТП будут заявлены потерпевшими позже, делают вывод эксперты РСА в пояснительной записке к своим расчетам. По правилам ОСАГО страховой случай должен быть заявлен в течение пяти дней после наступления, но Гражданский кодекс запрещает компаниям отказывать в выплате по истечении этого срока. РСА предполагает, что будет заявлена половина ДТП, т. е. 154 500 страховых случаев. Таким образом, предстоящие выплаты оцениваются в 2,9 млрд руб., а общая сумма выплат на 30 июня 2004 г. – в 13 млрд руб. Эту сумму РСА предлагает удвоить, для простоты считая, что все договоры были заключены 31 декабря 2003 г. и будут действовать еще полгода после отчетной даты. Таким образом, сумма выплат по ОСАГО по итогам первого года работы закона составит 26 млрд руб. С учетом 37,1 млрд руб. чистых взносов страховщики заработают 11,1 млрд руб. Если будут заявлены абсолютно все зарегистрированные ГИБДД происшествия, прибыль сократится на 5,8 млрд руб. до 5,3 млрд руб.

Выходит, рентабельность ОСАГО составит 14,3–30%.

Выводы регулятора

ФССН считает по-другому, но результат получает похожий. Разница между верхней и нижней оценками рентабельности ОСАГО у регулятора меньше, но обе они находятся внутри коридора, полученного РСА. Текущая рентабельность автогражданки составляет 21–27%, следует из двух внутренних документов службы, оказавшихся в распоряжении “Ведомостей”.

Страхнадзор пользуется методикой Минфина по расчету страховых резервов. Например, чтобы оценить размер выплат на 30 июня 2004 г., необходимо сложить сумму уже заплаченных компенсаций (8,2 млрд руб.), средства резерва заявленных, но неурегулированных убытков (3,5 млрд руб.) и резерва произошедших, но незаявленных убытков (3 млрд руб.). Общая сумма выплат на 30 июня 2004 г. возрастает до 14,7 млрд руб. Далее ФССН определяет на отчетную дату “расчетную сумму взносов, предназначенную для страховых выплат” – сколько страховщики могут себе позволить выплатить, чтобы не уйти в ноль. При этом, как и в методике Минфина, по расчету резервов используется так называемый “метод 1/8” – премии каждого квартала равномерно распределяются по кварталам действия заключенных договоров. Получается, что сумма взносов, “предназначенная на выплаты” на 30 июня 2004 г., –

18,9 млрд руб. при общей сумме убытков в 14,7 млрд руб. Разница в 4,1 млрд руб. (одна десятая возникает из-за погрешности при округлении) и составляет заработок страховщиков на 30 июня 2004 г.

Но договоры страхования действуют до 30 июня 2005 г. В течение оставшихся месяцев размер “расчетной суммы взносов, предназначенной на выплаты”, будет расти, но и выплаты будут увеличиваться. Если за год соотношение между взносами и выплатами не изменится, к середине 2005 г. заработок страховщиков по договорам, заключенным в первый год действия автогражданки, удвоится и достигнет 8,2 млрд руб., что соответствует 22%-ной рентабельности. Еще один, аналогичный расчет ФССН дает оценку рентабельности в 27%, а заработок страховщиков – 10 млрд руб.

Независимая экспертиза

Еще один способ оценить эффективность ОСАГО – частота наступления страховых случаев. Им решил воспользоваться аналитик страхового рынка, главный редактор журнала “Русский полис” Вадим Демченко. Зная число страховых случаев на 100 заключенных договоров в течение года их действия, можно рассчитать число убытков по всем договорам, заключенным в первый год действия ОСАГО, а с ним и размер выплат.

Эти расчеты “Ведомости” провели самостоятельно, предположив, что все убытки, заявленные в определенном месяце, равномерно распределяются по всем действующим в этот период договорам (см. таблицу).

Частота убытков в зависимости от месяца меняется от – от 1,55 до 7,9. Дело в том, что и покупка полисов в течение года происходила неравномерно. Например, штрафы за отсутствие полисов ОСАГО начали действовать с 1 января 2004 г., поэтому в декабре 2003 г. и январе 2004 г. число заключенных договоров резко возросло.

В среднем на 100 договоров, по оценке “Ведомостей”, приходится 4,25 убытка. Таким образом, на 25,3 млн договоров, заключенных за первый год действия ОСАГО, придется 1,1 млн страховых случаев, что при средней выплате в 18 900 руб. соответствует 20,3 млрд руб. Рентабельность при этом получается 45,3%, а страховщики заработают 16,8 млрд руб. Демченко, проводивший подобное исследование, говорит, что оценки “Ведомостей” близки к результатам “Русского полиса”.

При этом ни одна из трех описанных методик не учитывает дохода, который получают страховщики от размещения резервов.

Дорогие полисы или скромные выплаты

В западных странах, в отличие от России, ОСАГО чаще приносит убытки, чем прибыли. В Польше размер страховой премии устанавливается самими страховыми компаниями, а государство всего лишь определяет основные условия страхования. По докладу Анны Ваврженецкой из польского страхнадзора, средний размер взноса по ОСАГО в Польше в 2000 г. составил 312 злотых, или около $80, против $70 в России. Зато средний размер выплаты превышал $1000 – в полтора раза больше, чем в России. Объясняется это тем, что лимит ответственности по обязательной автогражданке в Польше несопоставим с нашим. С 2002 г. минимальный лимит по ОСАГО в республике составляет 600 000 евро против 400 000 руб. в России.

Частота страховых случаев в Польше в 2000 г. составляла 4,26 на 100 договоров – как получилось в расчетах “Ведомостей” для нашего рынка. Но рентабельность польских страховщиков, в отличие от российских, в 2000 г. была отрицательной: -1,9%. В 1999 г. уровень рентабельности ОСАГО в Польше составлял -19,3%, а в 1998 г. -16,5%. В погоне за клиентами страховщики часто занижали тарифы, объясняет это Ваврженецкая.

Выходит, в России либо завышены тарифы на автогражданку, либо занижен лимит ответственности, говорит эксперт ЦЭА “Интерфакс” Анжела Долгополова. “Если частота одинакова, размер среднего взноса практически совпадает, а средняя выплата ниже, получается рентабельность у нас действительно должна быть больше”, – соглашается руководитель департамента страхования автотранспортных средств “Страхового дома ВСК” Владимир Антипов, тут же оговариваясь, что “это все математика, которая не соответствует реальности”.

Особое мнение страховщиков

Страховщики готовы обсуждать повышение лимита ответственности, говорит Антипов. Но о снижении тарифов они не хотят и думать. Оценки прибыльности ОСАГО они называют слишком радужными. “Пока это прибыльный вид бизнеса”, – соглашается гендиректор “АльфаСтрахования” Владимир Скворцов, добавляя, что число убытков растет месяц от месяца. “Люди стали заявлять все больше мелких аварий”, – объясняет это старший продукт-менеджер по автострахованию “РЕСО-Гарантии” Федор Воронин. “Мы в принципе не предполагаем рентабельности по ОСАГО”, – поделился с “Ведомостями” первый заместитель гендиректора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров. “Думаю, реально весь рынок заработает на первом годе ОСАГО около 2 млрд руб.”, – говорит Скворцов. Рентабельность своей компании по итогам первого года ОСАГО он оценивает примерно в 10%.

Ожидает роста частоты наступления страховых случаев и Демченко. Резко возрастет и объем выплат, в первую очередь за счет компенсаций ущербу жизни и здоровью, которых клиенты от страховщиков пока не требуют. На 30 июня на них пришлось менее 1% выплат, но по ним нет срока давности и “рано или поздно волна этих требований появится”, говорит Демченко.