Выполненное обещание


Анонсируя выставку, DZ Bank шокировал именами, интриговал, щекотал нервы, обещая скандальных эротоманов Роберта Мэпплторпа и Нобуеси Араки, эпатажного Энди Уорхола, холодных и циничных коллекционеров женской красоты Ричарда Аведона и Хельмута Ньютона. Кажется, похожий маркетинговый трюк уже продемонстрировал другой банк, готовясь к своей выставке “Взгляд из Германии. Шедевры ХХ века из собрания Deutsche Bank”, развернутой сейчас в Музее личных коллекций. Там завлекали Эрнстом Людвигом Кирхнером, Иозефом Бойсом, Зигмаром Польке, и все ждали – не просто вызывающих работ, а подтверждения смелости банка, который это великолепие приобрел, чтобы разместить его в своих офисах. В коллекции Deutsche Bank все выдержанно, строго, порой цинично, но нет ничего шокирующего и скандального. Зато вместе с общепризнанными мастерами оказалось много новых, мало кому известных.

DZ Bank действовал по той же схеме. Правда, в Москву привез не всех, кого грозился. С Ричардом Аведоном и Хельмутом Ньютоном вышла осечка, но их постановки успешно заменили репортажи Нето Марио Краво и Себастьяно Сальгадо. Эротоманов действительно привезли, пусть не самые вызывающие снимки, но самые эстетичные – известные черно-белые тюльпаны Мэпплторпа и “Оплакивание” Нобуеси Араки. Продемонстрировали и ернические сюжеты Уорхола. Но громкими именами в первую очередь привлекали внимание к огромной коллекции, в которой представлено много невероятных проектов авторов, порой вовсе никому не знакомых, – работы из закрытых архивов полицейского Арнольда Одерматта, долгое время снимавшего автокатастрофы. Или же коллаж-проект Дениса Адамса, собравшего коллекцию газетных снимков Патрисии Хирст, похищенной дочери бизнесмена, вписавшейся в преступную группировку и вышедшей замуж за одного из похитителей.

Коллекция содержит и постановочную фотографию (Синди Шерман и Ричард Принс), и репортажную (Арно Фишер и Себастьяно Сальгадо), и портреты (Чак Клоуз и Кевин Кларк), и пейзажи (Хироши Сугимото и Роберт Раушенберг) – все, чем богата современная фотография, нет, современное искусство. Банк собирает работы в основном современные – начиная с 60-х и заканчивая 2000-м. Это и есть те годы, в течение которых “обещание фотографии” было сдержано. По утверждению культуролога Бориса Гройса, “переход от живописи к фотографии может расцениваться как самое важное событие ХХ в.”. Стремясь подтвердить изменившийся статус искусства, банк делает особый акцент на работах художников-копцептуалистов, обратившихся к фотографии, – таких как Кристиан Болтански, Анн и Патрик Пуарье. Но помимо работ снимающих художников у DZ Bank есть и еще одно доказательство того, что фотография успешно заменяет живопись, – это цены на фотографии, которые иногда превышают цены на современную живопись. Коллекция банка, которую начали собирать всего десять лет назад, сегодня невероятно выросла в цене. Так, например, цены на работы Андреаса Гурского за последние три-пять лет увеличились в 100 раз. Сегодня DZ Bank – обладатель одной из самых крупных и дорогих коллекций фотографии. Эта коллекция, подобранная с бесспорным вкусом, демонстрирует все направления современного фотоискусства. Единственное, чего не содержит “Обещание фотографии”, так это шокирующих и скандальных работ.