Сколько тратит Россия: Затратный dress-code


Одежда и обувь относятся к непродовольственным товарам первой необходимости. Помимо того что они удовлетворяют потребности населения, спрос на них характеризует условия и уровень жизни.

Очень заметно на объеме, уровне и структуре потребления одежды и обуви сказывается возрастная структура населения. Расходы существенно возрастают в случае появления необходимости приобретать детскую и подростковую одежду, спортивную одежду и обувь и т. п.

Негативно на частоте смены одежды сказывается тот факт, что 60% населения продолжают носить вещи, вышедшие из моды. Данная оценка относится, конечно же, и к России. Это удлиняет цикл смены одежды практически до полного окончания срока носки изделия. Потребители с высоким доходом чаще меняют свою одежду, чем потребители с низким доходом. С возрастом сменяемость становится реже.

Интересным представляется сравнение минимальных норм потребления одежды и обуви, установленных в настоящее время и существовавших более 15 лет назад. Подобные сравнения уже приходилось делать, когда анализировались нормы потребления по продуктам питания. А что изменилось по одежде и обуви за годы перехода к рынку? Какие, по мнению государства, должны быть сегодня нормы потребления?

В 1989 г. по группе верхней одежды была установлена норма четыре предмета со средним сроком потребления 5,5 года. Сейчас минимальная норма потребления по верхней пальтовой группе составляет три предмета на 7,6 года, т. е. очевидно, что нормы потребления сократились. Аналогичная картина складывается и в костюмно-платьевой группе. Установленный максимальный срок службы предмета одежды данной группы для советского человека был три года. Для россиянина этот срок возрос практически в полтора раза и составил 4,2 года. При этом и количество предметов сократилось с 10 до восьми.

В результате практически по всем группам товаров из раздела “одежда и обувь” минимальные нормы потребления оказались сокращены. Только носков и чулок сегодня каждому полагается столько же, сколько и при социализме: пять пар на год. Такое вот завоевание.

В попытке объяснить сей феномен вновь только и остается предполагать, что это связано с необходимостью минимизировать стоимость потребительской корзины и, соответственно, минимальный прожиточный уровень, чтобы ситуация с количеством официальных бедных граждан в стране (т. е. тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума) не выглядела шокирующей и не привела к нарастанию социальной напряженности и недовольства в обществе. Не будем забывать, что рыночные нормы были установлены в последефолтовском 1999 г.

По данным Росстата, в 2003 г. расходы домохозяйств на покупку одежды, обуви, белья и тканей составили 753,1 млрд руб. Это составляет 12,4% от потребительских расходов, или 33,2% от расходов на покупку непродовольственных товаров.

В 1999 г. российский показатель равнялся 13,5% и он значительно превосходил среднеевропейский уровень (примерно 6%). Это на самом деле плохо. Потому что чем значительнее доля расходов населения на приобретение товаров первой необходимости, тем хуже живет народ. Это аксиома. Доля расходов в России в два раза выше. Выводы об уровне жизни напрашиваются соответствующие.

Доля расходов выше, а потребляем товаров меньше. Вот, к примеру, картина по обуви. В мире покупается в среднем две пары обуви на одного человека в год. При этом в США этот показатель наиболее высокий – 6,5 пары. Минимальное потребление обуви – 0,7 пары в год на человека – в Индии. В 2000 г. россияне приобрели 197 млн пар обуви. Таким образом, на каждого жителя страны пришлось по 1,36 пары обуви. В советское время аналогичный показатель был 3,2 пары на душу населения. В Китае, с их-то численностью населения, и то аналогичный показатель равняется двум парам обуви в год на человека.

Однако не все так плохо и не для всех. По некоторым оценкам, объем рынка модной одежды класса люкс в России составляет $1,2 млрд и прогнозируемая цифра ежегодного прироста рынка – до $80 млн. По мнению специалистов, клиентов, регулярно покупающих платья класса люкс за $5000 или мужские костюмы за $7000, в России не более 5000 человек. Подавляющее число VIP-клиентов проживает в Москве. На втором месте по уровню покупательной способности по известной причине находятся Сургут, Ханты-Мансийск и Новый Уренгой.

Оценка ФБК значительно разнится по сравнению с официальной. Общие совокупные расходы россиян в 2003 г. на покупку одежды и обуви, включая и оплату услуг по пошиву и ремонту, можно оценить в 1454,8 млрд руб., или в $49,3 млрд, что на 90% больше официального показателя Росстата.

Причин таких расхождений несколько, и об этом уже говорилось в ранее опубликованных материалах. Теневое производство – одна из них. Теневой сектор занимает значительную долю и на рынке одежды. К примеру, в 2002 г. было произведено 296 млн пар чулочно-носочных изделий, или по две пары в расчете на одного человека. Официальный импорт добавляет еще одну пару на каждого человека. Продано же за этот период было порядка 800–850 млн пар, или в среднем пять-шесть пар на одного жителя России. Таким образом, объем теневого производства и нелегального импорта составляет 50%.

Кажется, очень много тратим. Но все относительно. Вот прогнозируется, что американцы потратят на содержание животных в 2004 г. $34 млрд. Получается, что одеть и обуть всех россиян стоит не намного дороже, чем содержать американских кошек и собак. Так что есть еще к чему стремиться и от чего уходить.