Вместе с Lenovo


Основным владельцем нового предприятия станет Lenovo, IBM в нем будет принадлежать миноритарный пакет. Сделка еще не завершена, но ожидается, что IBM получит от китайского партнера около $2 млрд. Годовой объем продаж этого подразделения IBM составляет $10 млрд, но американская корпорация надеется, что сможет в дальнейшем получить доход от нового предприятия, продавая сопутствующие технические и финансовые услуги.

Для Lenovo сделка означает возможность выйти за пределы китайского рынка. Компания, становящаяся третьим по величине мировым производителем ПК, рассчитывает использовать мощный брэнд IBM и пополнить свою клиентскую базу корпоративными и индивидуальными заказчиками “голубого гиганта”.

Слухи о переговорах между IBM и Lenovo циркулируют в течение нескольких недель, но теперь и сами участники подтвердили факт переговоров. В последние три года IBM не производила ПК самостоятельно, используя аутсорсинговую схему.

Центральный офис новой компании должен расположиться в г. Роли (Северная Каролина), где сейчас находятся подразделения IBM, занимающиеся исследованиями и разработками в области ПК. В штат совместного предприятия должны перейти 2500 нынешних сотрудников IBM.

Наряду с выгодами, обусловленными выходом на мировой рынок ПК, Lenovo получает и соответствующие риски: прибыльность подразделения персональных компьютеров IBM невелика, а конкуренция в этом секторе достаточно остра. Существует определенная опасность, что прежние клиенты IBM не захотят иметь дело с Lenovo и сменят поставщика, выбрав, скажем, Dell или Hewlett-Packard, нынешних лидеров рынка.

“Если брэнд сразу после сделки будет изменен с IBM на Lenovo, последует массовое бегство клиентов”, – считает Мартин Гиллиленд, аналитик из сингапурского отделения Gartner. Впрочем, информированный источник утверждает, что условия сделки предусматривают широкое участие IBM в делах совместного предприятия в течение ближайших лет. IBM будет заниматься продажами компьютеров, техническим сопровождением, а также финансовыми услугами. В линейках продуктов новой компании будут по-прежнему использоваться такие популярные брэнды, как IBM и ThinkPad.

Похожая схема была использована в сделке французской корпорации Thomson с китайской TCL – китайская компания контролирует бизнес совместного предприятия по производству телевизоров, а Thomson продолжает заниматься продажами и сервисом подразделения.

Накануне объявления о сделке торги по акциям Lenovo на Гонконгской фондовой бирже были приостановлены – они должны возобновиться после официального объявления об исходе переговоров. Объем денежных средств китайской компании составляет сейчас всего $400 млн, и для покупки у IBM бизнеса ПК ей, очевидно, потребуется дополнительная эмиссия. Джонни Чен, аналитик гонконгского отделения J.P. Morgan, считает, что прибылей совместного предприятия не хватит, чтобы компенсировать предстоящее разбавление капитала. (WSJ, 7.12.2004, Александр Силонов)