Сколько тратит Россия: Портрет в интерьере


Товары для дома, к которым относятся мебель, бытовая и компьютерная техника, посуда, хозтовары, средства бытовой химии, не являются предметами первой необходимости. Однако это не означает, что население не склонно покупать их. Как раз наоборот. Но возможности покупок, естественно, зависят от уровня доходов населения.

В бедной стране население относительно больше тратит на то, что относится к товарам первой необходимости (продукты питания, одежду и обувь), в богатой – на все остальное.

По данным Росстата, в 2003 г. расходы домохозяйств на покупку товаров для дома составили 655,9 млрд руб., или 10,8% от суммы всех потребительских расходов.

Доля расходов населения на товары данной категории в последние годы растет. Еще в 1999 г. этот показатель лишь немного превышал 6%. Более того, если в 1999 г. по сравнению с европейскими странами Россия выглядела достаточно скромно, то сейчас мы выходим на передовые позиции. И это объяснимо. Среди всех других трат “не на первую необходимость” (строительство, ремонт, услуги транспорта и связи) люди в первую очередь потратятся именно на товары для дома. Конечно, не все таким образом расставляют приоритеты, но получается именно так.

Привет из Вилла-Рибо

В чем мы не доросли до Европы, так это в уровне потребления синтетических моющих средств. По данным социологов и медицинских работников, уровень потребления моющих средств в различной товарной форме должен по санитарным нормам составлять не менее 7 кг в год, а в России потребление на душу населения в 2003 г. составляло около 2,4 кг.

В странах Европы среднедушевое потребление моющих средств заметно различается: в 1999 г. оно составляло: в Швеции – 5 кг, в Германии – 10,2 кг, во Франции – 15,4 кг. Как видим, разница между Швецией и Францией трехкратная. Не ставя под сомнение чистоплотность скандинавов, выдвинем в качестве объяснения данного факта следующую гипотезу. Франция является лидером мировой туристической индустрии по количеству приезжающих туристов. Следствием данного факта является большой расход синтетических моющих средств в гостиницах. Недаром в странах Западной Европы сейчас развернулась кампания по борьбе за сокращение расходования средств бытовой химии в целях противодействия загрязнению окружающей среды. Ну а что касается России, то нам, возможно, не надо пока экономить на моющих средствах.

Мы перегнали СССР

Во времена СССР (1977) доля расходов на покупку мебели, предметов культуры и быта в общих потребительских расходах семьи рабочего промышленности составляла 8%. Перегнали, значит. Хорошо.

Продолжая тему сравнений с советскими временами, вновь хотелось бы отметить факт, о котором говорилось и в предыдущих материалах. Российские минимальные нормы потребления товаров для дома оказались почти по всем позициям ниже норм советского времени. И это несмотря на то, что в 1999 г. нормы потребления были установлены для среднестатистической семьи, а не для одного трудоспособного мужчины, как раньше. Не поддается объяснению, почему семье нужно три стула на 15 лет, а одному мужчине их требовалось минимум шесть на 10 лет; почему втрое сократился срок службы столовых приборов с 20 до семи лет, а срок службы легко бьющихся тарелок, наоборот, почти вдвое увеличился.

Конечно, шесть стульев на 10 лет для одного пусть даже и мужчины – многовато будет. Советские нормы, похоже, были явно завышенными. Может, таким образом учитывалось качество продукции социалистической промышленности.

Популярные сковородки

Существенно изменилась и структура потребления непродовольственных товаров. Одной из главных причин является широкое распространение всевозможных бытовых приборов и устройств. В частности, если 15 лет назад в большинстве семей присутствовала ручная мясорубка со сроком службы 15 лет, то в настоящее время все большему числу россиян становится доступной электромясорубка, у которой срок эксплуатации установлен не более 6–7 лет. Также наглядным является пример с нормой потребления сковородок. Современному россиянину, даже с доходами ниже среднего, трудно представить, как сковорода может использоваться девять лет. Экспертные оценки свидетельствуют, что сейчас человек покупает сковородки раз-два в год, т. е. фактическое потребление выросло минимум в девять раз.

Не только относительные, но и абсолютные данные по затратам россиян на покупку товаров для дома впечатляют. По оценке ФБК, в 2003 г. совокупные потребительские расходы на эти цели составили 932 млрд руб., из них:

795,3 млрд руб. – затраты на технику для дома и мебель;

43,8 млрд руб. – товары бытовой химии;

34,9 млрд руб. – товары для дачи, садово-огородный инвентарь;

58 млрд руб. – предметы для украшения интерьера, посуда.

Конечно, это много и все это впечатляет. Хотя в США, к примеру, на товары для сада и огорода тратят почти столько же, только в долларах ($30,1 млрд). Вот и получается, что в России огромный потенциал роста. И по приобретению товаров для дома тоже.