ВЕКТОР


Шанс заработать

Праздничные каникулы в России предоставили отличную возможность заработать валютным спекулянтам. Пока отечественные финансисты отдыхали, их коллеги на мировом рынке стали свидетелями того, как доллар отвоевывал рубежи, сданные ранее единой европейской валюте (см. статью на стр. А1). В конце прошлого года ЦБ признал, что изменение в соотношении сил евро/доллар отражается и на внутреннем валютном рынке. По словам первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева, укрепление евро на один цент приводит к подорожанию рубля к доллару на 10–15 коп. А поскольку укрепление доллара продолжается уже несколько дней, то в неизбежности ослабления рубля к нему с открытием торгов в России мало кто сомневается. Здесь временную фору могли получить те, кто ранее других закончил свои каникулы. И не стал дожидаться начала торгов в России, а заключил срочные сделки с рублевыми инструментами, обращающимися на других торговых площадках. Им остается только дождаться начала торгов в России и подсчитывать свои заработки.

Придется подождать

Владельцы латвийского нефтетерминала Ventspils Nafta продолжают искать покупателей. В конце прошлого года Олег Степанов, который вместе с партнерами контролирует 42% акций Ventspils Nafta, заявил “Интерфаксу”, что ведет переговоры с “Северстальтрансом”. Правда, новому инвестору будет непросто загрузить простаивающие мощности терминала. До 2001 г. через вентспилский порт проходило около 15 млн т российской нефти в год. Но три года назад “Транснефть” открыла Балтийскую трубопроводную систему, переориентировав на нее нефтяной поток из Латвии. В прошлом году Ventspils Nafta перекачал только 8,4 млн т нефти и нефтепродуктов, которые теперь доставляются в Латвию по железной дороге. Проблемы Ventspils Nafta могла бы решить “Транснефть”, которая в 2003 г. интересовалась покупкой терминала. Но договориться с латышами ей не удалось. В компании утверждают, что потеряли интерес к латвийскому терминалу. Все мощности “Транснефти” направлены на обеспечение Приморска, пропускная способность которого через два года должна возрасти до 60 млн т. В монополии злорадствуют, что для доставки нефти в Вентспилс необходимо строить новую трубу из Сибири, которая может обойтись в $2 млрд. Но скорее всего этого не потребуется. Нефтедобыча в России в последнее время растет примерно на 5–10% в год. Так что вскоре после достижения БТС проектной мощности российским нефтяникам все равно могут понадобиться новые экспортные возможности. И тогда “Транснефть” и может вспомнить о латвийском терминале.

Консультант или хозяин?

У воздушных ворот России, аэропорта “Шереметьево”, может появиться иностранный хозяин. Управляющей компании “Шереметьево” мечтает стать немецкая группа Fraport, за последнее десятилетие превратившая аэропорт небольшого немецкого города Франкфурт в крупнейший в Европе хаб (транзитный аэропорт) с пассажиропотоком около 50 млн человек в год. Для сравнения, “Шереметьево” обслужило в прошлом году 12,5 млн пассажиров.

Первый шаг к завоеванию нового рынка Fraport уже сделал. В декабре немецкая группа стала консультантом “Шереметьево”. Руководство “Шереметьево” уверяет, что будут и другие иностранные консультанты, а речь о привлечении Fraport к управлению “Шереметьево” пока не идет. Но немецкий журнал Spiegel пишет, что принципиальная договоренность о привлечении Fraport к управлению “Шереметьево” была достигнута во время декабрьской встречи президента России Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера. Об этом же говорят и в самом Fraport. Представитель группы добавляет, что Fraport готов управлять “Шереметьево”, “если нам это предложат”.

“Шереметьево” пока еще остается крупнейшим аэропортом в России. Но на пятки ему уже наступает “Домодедово”, да и “Внуково” за последний год сделало значительный рывок. У “Шереметьево” же два года нет полноценного гендиректора, и когда он появится, неизвестно. А допускать российские компании к управлению аэропортом власти не хотят. Похоже, только передача “Шереметьево” в управление иностранцам способна вывести аэропорт из кризиса. Правда, если правительство решится пригласить в “Шереметьево” немецкого оператора, формально придется проводить тендер. Но планку для его участников будет задавать авторитетный Fraport.