Гламурный грабеж


Уже сам сюжет попахивает пораженческими настроениями. В первом фильме Оушен (Джордж Клуни) с компанией имели настоящие, реальные цели: они хотели, во-первых, проучить Бенедикта, возлюбленного бывшей жены Оушена, а во-вторых, нажиться. В сиквеле же у друзей нет столь позитивных целей – им просто надо вернуть Бенедикту украденные деньги плюс проценты. А иначе они будут убиты. Вот и все.

Стивен Содерберг известен как талантливый нахал, шутник и весельчак. Нахальство у него осталось с давних времен, а все остальное куда-то порастерялось. Бывший пропагандист арт-хауса, а ныне золотой голливудский мальчик, уже второй фильм он делает исключительно благодаря своей дружбе со знаменитостями: Брэдом Питтом, Джорджем Клуни, Джулией Робертс, Мэттом Дэймоном, Энди Гарсией и пр. Это довольно бессовестное и бессмысленное кино обязано своими сборами только лишь обаянию снимающихся в нем личностей. Количество друзей у Оушена возросло: во второй части в повествование входят французский аристократ и вор Венсан Кассель, а также барышня-детектив Кэтрин Зета-Джонс, в прошлом возлюбленная Брэда Питта. На экране мелькает столько знаменитостей, что сюжет низведен до каких-то совершенно уж абсурдных парадоксов – достаточно посмотреть хотя бы на странную сцену ограбления. Содерберг использует множество штампов из фильмов на воровскую и гангстерскую тему, но так халтурно, что они выглядят не постмодернистским цитированием, а именно что штампами. И уж совсем мало что напоминает об оригинальных “Одиннадцати друзьях Оушена” с Фрэнком Синатрой – фильме, послужившем основой для первого содерберговского римейка.

Кроме того, проблема, очевидная уже в первой части, во второй стала фатальной. Часть персонажей играют настоящие звезды, другую часть – актеры не столь знаменитые. Разделить экранное время поровну на такое огромное количество людей Содерберг не может – это не фильм “Реальная любовь”. Поэтому получается, что к половине героев прилагается имя, лицо и история, а ко второй половине не прилагается ничего. Друзей и врагов у Оушена слишком много, чтобы можно было посочувствовать им, проникнуться или тем более уж полюбить. Сколько-нибудь полный характер получается только у Брэда Питта, чей персонаж в “Двенадцати…” занимает центральное положение. А заглавную партию, исполняемую Джорджем Клуни, можно в лучшем случае назвать ролью второго плана.

Но не все так плохо. Главное – то, зачем на “Двенадцать друзей Оушена” пошли миллионы американских зрителей и пойдут тысячи русских, – никуда не делось. Ухоженные и загорелые лица героев светской хроники мелькают на экране битых два часа. Помимо заявленных в титрах главных актеров в картине присутствует несколько смешных и действительно прекрасных камео, которые делают весь фильм. Именно ради одного из таких камео – вставного десятиминутного эпизода с Брюсом Уиллисом, во время которого сценарий будто просыпается, – фильм и стоит смотреть. Но из уважения к артистам и компании Warner Bros суть эпизода автор этих строк сохранит в тайне.