Не только потери


Цунами в Юго-Восточной Азии, которое унесло жизни 150 000 человек и разрушило побережье Таиланда, Шри-Ланки, Индонезии, произошло 26 декабря. Сразу после трагедии ООН и организация Красного Креста, национальные правительства и общественные организации начали направлять в Юго-Восточную Азию гуманитарную помощь. Представитель Chapman-Freeborn – крупнейшего в мире авиационного брокера – Джулия Браун рассказала “Ведомостям”, что с момента катастрофы ее компания организовала около 100 грузовых рейсов в пострадавший регион, около половины которых пришлось на российские грузовые авиакомпании, такие как “Волга-Днепр”, “Полет”, “Тесис” и др.

Представитель UNICEF (фонд защиты детей ООН) Марк Вергара сообщил “Ведомостям”, что из-за большого спроса на перевозки их стоимость существенно выросла. “Расценки за последние недели выросли на 5–10%”, – подтверждает исполнительный директор кипрского офиса авиакомпании “Полет” Михаил Аксаров. “Рынок катастроф – это традиционная ниша российских грузоперевозчиков, – отмечает директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. – Они эксплуатируют военно-транспортные самолеты Ил-76 и “Руслан”, которые используются для уникальных перевозок на чартерной основе. Тогда как западные “грузовики” летают на регулярных рейсах и их сложно выдернуть из расписания”.

Фрахт “Руслана” сейчас стоит от $350 000 до $500 000 за рейс, а Ил-76 – от $150 000 до $200 000 за рейс, отмечает Аксаров из “Полета”. А по сравнению с прошлым годом фрахтовые расценки увеличились на 30–40%. Впрочем, Аксаров напоминает, что отчасти это произошло из-за двукратного роста цен на авиатопливо. В авиакомпании “Волга-Днепр” признаются, что за последний месяц перевезли на 60% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года. При этом последние два года компания активно зарабатывала на перевозке гуманитарных грузов для восстановления Афганистана и Ирака.

По оценке Рыбака из Infomost, c момента катастрофы в пострадавшую Азию было отправлено около 15 000 т гуманитарных грузов. Авиаперевозчики получили за свои услуги около $45 млн, в том числе более $20 млн пришлось на российские грузовые авиакомпании. Аксаров из “Полета” соглашается с этой оценкой. Рыбак уверен, что российские авиаторы будут продолжать зарабатывать на последствиях цунами. “В ближайшие недели объем перевозок в пострадавшую Азию будет только расти, – говорит он. – Как показывает опыт восстановления в Афганистане, пик перевозок гуманитарных грузов наступает не сразу, а через два-три месяца после разрушений”. В “Волге-Днепр” и “Полете” подтверждают, что оформляют новые заказы на перевозки грузов в Азию.

Впрочем, далеко не все компании стремятся заработать на последствиях катастрофы. “Отдельные авиаперевозчики, такие как British Airways, Singapore Airlines и ВВС Бельгии, предоставляют нам самолеты для перевозки гуманитарных грузов бесплатно”, – отмечает Вергара из UNICEF.