Плата за невнимательность


Скандалы с Enron и WorldCom показали, что властям и акционерам уже недостаточно просто оштрафовать компанию и посадить за решетку проштрафившихся топ-менеджеров. Упор все больше делается на персональную ответственность широкого круга менеджеров. Только в деле Enron уголовные обвинения предъявлены более чем 30 сотрудникам компании. С 2002 г. введена персональная ответственность генерального и финансового директоров публичных компаний за достоверность бухгалтерской отчетности. Если они сознательно завизируют поддельную отчетность, им грозит до 20 лет тюрьмы и штраф в $5 млн; неумышленная подпись под недостоверным документом грозит 10 годами и $1 млн. Под прицел попали и члены советов директоров, призванные следить за деятельностью топ-менеджеров.

В конце прошлой недели было объявлено о двух громких соглашениях, в рамках которых члены советов директоров поступились личными деньгами, чтобы отвести от себя обвинения акционеров. Десять независимых директоров WorldCom согласились в рамках внесудебного соглашения выплатить $18 млн, а 10 директоров Enron – $13 млн. “WorldCom – дедушка мошенников” – так, объявляя о соглашении, назвал крупнейшего корпоративного мошенника США начальник контрольно-финансового управления штата Нью-Йорк Алан Хевези, контролирующий деятельность пенсионного фонда госслужащих штата. Хевези представляет истцов в коллективном иске акционеров WorldCom против членов ее совета директоров, внешнего аудитора Arthur Andersen и инвестбанков, размещавших ее ценные бумаги.

Размер выплат рассчитывался по-разному. Каждый из директоров Enron согласился вернуть сумму, эквивалентную 10% прибыли до уплаты налогов, полученной за счет продажи акций Enron. В случае с WorldCom $18 млн представляют собой 20% совокупного состояния 10 директоров. Какую часть заплатит каждый из них и кто будет платить за Джона Портера, который в 90-е гг. был председателем совета директоров WorldCom, затем просто его членом, а сейчас является банкротом, стороны не сообщают. “Мы считаем, что 20% – это весьма суровое и серьезное наказание”, – заявил Хевези.

Соглашение, на которое пошли директора WorldCom, можно считать наиболее крупной разовой выплатой из личных средств, на которую согласились руководители компании. В октябре 2004 г. шесть бывших топ-менеджеров Xerox согласились заплатить $22 млн, чтобы урегулировать обвинения в мошенничестве (приписки в Xerox составили $6,4 млрд), однако компания возместила им $19 млн.

“Регуляторы полагают, что менеджеры и директора будут уделять больше внимания своим обязанностям, если будут рисковать собственными деньгами”, – считает бывший федеральный прокурор Роберт Гьюффра. Стивен Катлер, отвечающий в Комиссии по ценным бумагам и биржам за правоприменительную практику, подтверждает это: “В нашей работе нет ничего более важного, чем заставить людей нести ответственность за свои действия. Мы считаем, что важно наказывать как индивидуальных, так и корпоративных нарушителей”. (Использованы материалы WSJ.)