Юань стал важнее иены


Японские корпорации стали переводить производство за пределы страны 20 лет назад, когда иена начала расти относительно основных мировых валют. Например, производственные предприятия корпорации Matsushita Electric Industrial находятся в 20 странах, Sony – в 14 государствах. Самым привлекательным рынком для японских компаний стал Китай. Только Matsushita разместила там 46 предприятий, которые экспортируют около половины выпускаемой продукции – от плазменных телевизоров до кондиционеров. Благодаря активности японских бизнесменов Китай в 2004 г. впервые стал крупнейшим торговым партнером Японии. До этого в течение многих лет пальму первенства удерживали США.

Благодаря этой политике японские корпорации меньше страдают от укрепления иены. В 2003 г. Japan External Trade Organization спросила у представителей 876 японских корпораций, как рост юаня к иене на 30% отразится на их бизнесе. Около четверти (26%) бизнесменов убеждены, что выиграют за счет падения конкурентоспособности китайских товаров на мировых рынках. Еще треть (32%) надеются, что японские товары станут более конкурентоспособными на китайском рынке и экспорт туда можно будет расширить. Впрочем, 43% расценивают возможное укрепление юаня неоднозначно, а 10% видят в этом только отрицательные стороны. Так, для 29,5% японских предпринимателей подорожание импортных китайских товаров ударит по прибыли, а 28,9% могут пострадать от роста цен на закупаемые в Китае сырье и комплектующие.

Плюсы и минусы потенциального укрепления юаня видны на примере Sony. Товары, которые она производит на собственных предприятиях в Китае, выпущены в основном для внутрикитайского потребления. При этом китайские субподрядчики производят для Sony ряд фирменных товаров, в том числе CD Walkman, предназначенных на экспорт. С другой стороны, корпорация экспортирует из Японии для своих китайских подразделений некоторые комплектующие, такие как чипы для цифровых фотоаппаратов – они используются в продукции, которая продается и внутри, и вне Китая.

Поскольку японские компании все больше зависят от курса китайской валюты, Токио может прекратить валютные интервенции для поддержания курса иены. С января 2003 г. по март 2004 г. Япония потратила на эти цели почти 35 трлн иен – японцы скупали доллары, пытаясь стимулировать рост национальной валюты. Курс доллара к иене сейчас опустился до самой низкой отметки за последние пять лет, и чиновники японского Минфина решили повременить с новыми интервенциями. Официальные объяснения сводятся к тому, что Токио надо скоординировать свою валютную политику с другими странами, зависящими от курса доллара. Экономисты полагают, что дело еще и в том, что Минфин уже не так стремится укреплять иену. “[Японские] компании много производят за рубежом, и потому курс [национальной] валюты мало влияет на их консолидированную прибыль”, – поясняет экономист банка Nikko Citigroup Киити Мурасима. (WSJ, 27.12.2004, Екатерина Кудашкина)