Закрывают кормушку


Первый громкий скандал разгорелся в декабре прошлого года, когда из исполнительного комитета консервативного Христианско-демократического союза (ХДС) был вынужден уйти один из его членов – Йозеф Арентц. Отставка последовала после того, как стало известно, что, работая в партийной структуре, он получал вторую зарплату в размере $78 000 (60 000 евро) в энергетической компании RWE. Существенная деталь: до избрания в исполком ХДС Арентц работал именно в RWE. Вскоре пришлось уйти и генсеку ХДС Лоренцу Майеру, который получил от этой же компании выходное пособие в размере около 80 000 евро, но при этом, как выяснили немецкие журналисты, формально никуда из RWE не уходил.

На протяжении многих десятилетий немецкие политики, предприниматели и топ-менеджеры старательно скрывали информацию о своих доходах. Однако в последние годы в связи с усугублением социально-экономических проблем интерес населения к доходам элиты обострился. В 2000 г. разразился скандал по поводу размеров “золотых парашютов” топ-менеджеров телекоммуникационной компании Mannesmann. После этого ряд крупных немецких компаний добровольно внесли в корпоративные кодексы пункт о прозрачности доходов своих сотрудников.

Теперь настала очередь политиков.

Во многих европейских странах политикам и депутатам разрешено подрабатывать на стороне. Однако в Германии законодательство наиболее либерально. По словам Дагмар Шредер из Transparency International, выплаты от компаний политикам будут считаться противозаконными, только если они осуществляются перед голосованием по тому или иному закону и с целью повлиять на исход голосования. Кроме того, сейчас депутатам бундестага предписывается регистрировать источники дополнительного дохода только в том случае, если депутат получает из данного источника не менее 18 000 евро в год. При этом парламентарий не обязан уточнять размеры второй зарплаты или круг своих обязанностей на дополнительной должности. Теперь в бундестаге заговорили о необходимости эти правила ужесточить.

Компании, которые держат политиков на жаловании, со своей стороны заявляют, что готовы пойти навстречу требованиям общественности. Представитель Volkswagen утверждает, что его корпорация собирается опубликовать список “своих” парламентариев. А страховой концерн Allianz, по словам его официального представителя Армина Гюля, не скрывал и не скрывает, что материально поддерживает своих бывших сотрудников, которые перешли во властные и политические структуры. Однако, выплачивая им деньги, Allianz, говорит Гюль, призывает бывших сотрудников оставаться беспристрастными в своих решениях. (WSJ, 11.01.2005, Екатерина Кудашкина)