КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Русская “Нога”


У гибралтарской Group Menatep объявился новый хозяин. Михаил Ходорковский уступил 59,5% ее акций своему давнему партнеру и правой руке Леониду Невзлину. О возможности такой замены они договорились еще много лет назад. Потеря “ЮКОСом” крупного актива в их соглашении приравнивалась к осуждению или даже смерти Ходорковского. 19 декабря, когда нефтяная компания лишилась “Юганскнефтегаза”, уговор бизнесменов вступил в силу.

Ходорковский отдал акции компании, много лет подряд обеспечивавшей ему верхнюю строчку в списке российских богачей. Поступили бы так же главные владельцы других российских холдингов – “Альфа-групп”, “Системы”, “Интерроса”? Существуют ли младшие партнеры, которым магнаты доверили бы свои империи в случае форс-мажора? Или при приближении катастрофы должен сработать принцип “так не доставайся же ты никому”?

Дублеру Ходорковского не позавидуешь. Теперь, когда в “ЮКОСе” больше нет “Юганска”, контрольный пакет Group Menatep больше похож на билет на войну, чем на ценный актив. Когда-то одна из самых могущественных финансово-промышленных групп России, теперь она никак не стоит те $30 млрд, которыми могла гордиться в 2003 г. Аналитики оценивают главное достояние группы – “ЮКОС” в $14 млрд, ну максимум в $17 млрд. Этого как раз хватит, чтобы рассчитаться с оставшимися у компании долгами по налогам. А за прочие владения Menatep – “Фосагро” и “Сибинтек” – много не дадут. В распоряжении нового собственника только команда из нескольких десятков менеджеров и трех управляющих директоров. Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов несколько миллиардов, которые в виде дивидендов группа получала по акциям “ЮКОСа”. Но где сейчас эти деньги – на счетах самой группы или ее владельцев, история умалчивает.

Group Menatep предстоит приспособиться к новой роли. Из крупнейшего хранилища собственности российских магнатов она должна превратиться в боеспособную единицу наподобие то ли швейцарской Noga, то ли российского “МИКОМа”. Вполне возможно, что эта роль вполне устраивает нового собственника группы. Ходорковский, по рассказам, до последнего рассчитывал договориться с властями. Невзлин, напротив, считается главным сторонником войны Group Menatep с российскими властями “до победного конца”. Говорят, он давно грозится показать им “яркое феерическое шоу” в международных судах. К тому же у Невзлина есть неплохой шанс поставить под свои знамена и других опальных олигархов. Например, Невзлину уже вызвался помочь Борис Березовский (см. статью на стр. А1).

Мало кто верит, что альянс олигархов сумеет вернуть владельцам группы потерянные миллиарды. Но очевидно, что юристы группы изрядно попортят нервы тем, кто громил и помогал громить “ЮКОС”. Возможно, для хозяев Menatep это послужит утешением.