Иванов не рвется в президенты


Иванов со вторника находится в США с официальным визитом. На вчерашней пресс-конференции в Белом доме министру задали вопрос, собирается ли он баллотироваться на президентских выборах в 2008 г. “Мой ответ очень простой: нет”, – четко заявил Иванов.

Источник в Кремле называет ответ “правильным”. “Иванов умный человек, и, если бы сформулировал ответ мягко, это бы спровоцировало публичное обсуждение его президентских амбиций”, – объясняет источник и добавляет, что “сейчас сказать, что будет через три года, очень сложно”.

Иванов действовал в рамках чиновничьей логики, считают эксперты. “Чем меньше обозначаешь свои амбиции, тем больше шансов, что тебя назначат. И Иванов это знает”, – объясняет президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. А Алексей Макаркин из Центра политических технологий добавляет, что “даже легкий намек на властные амбиции – нарушение правил игры нынешних чиновников”. “Это похоже на советскую номенклатуру, когда нельзя было говорить “хочу быть секретарем обкома”, а, получив предложение, прилично было некоторое время посомневаться”, – рассуждает Макаркин.

Но кроме правил “паркетной” этики, Ивановым, возможно, движет и осознание субъективных трудностей, которые могут помешать ему занять президентское кресло. Мало того, что армия в целом и офицерство с генералитетом воспринимают его как чужака, в ближайшее время ему предстоит лично отстаивать необходимость отмены большинства отсрочек от призыва, о чем уже не раз заявлялось. “После этого придется сделать чудо, чтобы сохранить электоральные шансы”, – констатирует Макаркин.

А видный деятель левопатриотической оппозиции писатель Александр Проханов вообще считает, что Иванов принес публичную клятву верности Путину. “В последние недели ситуация в стране довольно тревожная, путинский режим слабеет. Иванов дал понять, что на него противникам президента рассчитывать не стоит”, – полагает Проханов.

Первым из российских политиков на заявление Иванова отреагировал спикер Госдумы и лидер “Единой России” Борис Грызлов. “Наша партия поддержит того кандидата, которого назовет действующий президент Путин”, – объявил он.

Грызлов тоже считается одним из вероятных путинских преемников. Белковский говорит, что Грызлов и его коллега из Совфеда Сергей Миронов “идеальные кандидаты”, если Путин будет выбирать преемника, исходя из логики “абсолютной управляемости”. При этом Иванова Белковский ставит в этой “очереди” только на третье место.

Макаркин полагает, что логика выбора путинского преемника будет во многом зависеть от ситуации в стране в 2007 г., рейтинга действующего президента и популярности власти в целом. “Если ситуация в целом будет благоприятной, то операция “Преемник-2” будет реализуема и новый президент будет выбираться из путинского окружения”, – говорит Макаркин. Но если к концу второго срока ситуация будет напряженной, а уровень протестных настроений – высоким, “задача поиска контролируемого преемника трансформируется в вопрос сохранения режима и преемственности курса”, поясняет эксперт. И выбор придется делать из тех кандидатов, которые “лучше всего соберут голоса протестного электората”. Макаркин считает, что в этом случае преемник может быть выбран и не из ближнего круга Путина.