Темная сторона жизни


Сейчас за окном самое темное время года. Солнечный свет исчезает в один миг. И уносит с собой те маленькие радости, которые для многих из нас ассоциируются с ясным и солнечным днем. Это не может не сказаться на настроении и самочувствии. Одни с трудом встают с утра в темноте. Другие после работы спешат домой и закутываются в пижамы или халаты, будто медведи, которые готовятся впасть в спячку. При этом и у тех, и у других есть стойкое ощущение, что зима никогда не кончится. “Каждый день вы поднимаетесь затемно и возвращаетесь с работы опять в темноте. Через некоторое время вы начинаете падать духом”, – говорит Джуди Стэндж, директор Американской национальной ассоциации психического здоровья. Даже те, кто нормально переносит зимнюю тьму, становятся раздражительными, грустными и сонными. “Эти настроения сказываются на производительности труда”, – утверждает Стэндж.

Примерно 6% населения США страдает от синдрома сезонного эмоционального расстройства (SAD), клинического диагноза депрессии, которая возникает во время бесконечных зимних ночей. Еще 20% испытывает зимнюю грусть, “всепоглощающее чувство уныния, которому сопутствует странное ощущение бесконечного дня”, говорит Стэндж.

Есть все основания подозревать, что наши предки впадали в не меньшее уныние по поводу быстрого захода солнца. Бесчисленное количество святилищ строились так, что прямой луч солнца проходил через них именно в дни солнцестояния. Вспомнить хотя бы Стоунхедж. В культуре многих народов даже существуют специальные ритуалы, посвященные этим дням. Что за всем этим стоит? Страх, что солнце никогда не вернется, говорит Тереза Руано, интернет-консультант, которая занималась исследованиями в этой области и создала собственный сайт, посвященный солнцестоянию. “Праздники, ритуалы, яркие огни и большие торжества – все это стало неотъемлемой частью празднеств, которые проходят в это время года. Но когда-то подобные церемонии совершались с одной целью – побудить солнце вернуться”, – рассказывает она. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Рождество повсюду зажигают столько огней.

И все же у многих нет сил сопротивляться матушке-зиме. Они сдаются ей без боя. Например, финансовый консультант Линда Барнс дольше обычного валяется с утра в постели и с завидным постоянством опаздывает каждый день на работу. “Сейчас 2 часа 45 минут, и я больше не в состоянии работать, – жалуется она. – Я жду не дождусь, когда отправлюсь домой, упаду в кресло и, переодевшись в пижаму, буду ужинать у телевизора”.

Но бывают ситуации и посерьезнее. Джилбер Диаз, например, работает в нью-йоркском метро. Каждый день он встает в пять утра. В этот час за окном темно в любое время года. Зачастую Диаз видит солнце только полчаса в день, когда обедает. “В такие моменты я чувствую себя шахтерской лебедкой, которая вдруг прикатила на ланч”, – шутит он.

Тем не менее Диазу, несмотря на его “темный” образ жизни, удается сохранять положительный настрой в любое время года. На вопрос, как же он живет и работает в темноте почти круглый год, Диаз отвечает, что считает себя этаким маленьким солнышком. “У меня всегда хорошее настроение, – говорит он. – Меня трудно расстроить”.

В России о зимней депрессии знают не понаслышке: кому, как не нам, знать, что такое настоящая русская зима, которая длится почти полгода! По данным НИИ психиатрии, от “расстройств сезонного характера” страдают 80% россиян, а 6% даже нуждаются в этот период в помощи специалиста. Больше всего подвержены недугу женщины (которые страдают от депрессии в четыре раза чаще) и пожилые люди. За короткий световой день головной мозг не успевает выработать достаточное количество гормона мелатонина, регулирующего биоритмы и влияющего на эмоции, отсюда и сбои в организме. Исследования показали, что в южных краях, например во Флориде, депрессии встречаются значительно реже, чем в Петербурге.

Чтобы справиться с напастью, российские ученые советуют почаще заниматься сексом, есть мед и ни в коем случае не садиться на диету. “Не стоит также увлекаться антидепрессантами, лучше пить зверобой вместо чая, – предупреждает психолог Анна Зверева. – Ну а главное лекарство – это свет. Так что не лишним будет почаще ходить в солярий”.

Однако многие россияне справляются с зимней депрессией иными способами. Так, несколько лет назад администрация Екатеринбурга решила все городские скамейки выкрасить в яркий и веселый желтый цвет, для того чтобы поднимать настроение горожанам в течение шести месяцев предстоящей уральской зимы. А опрос жителей Ямало-Ненецкого автономного округа показал, что во время длинных зимних ночей в качестве “лекарства” они предпочитают общение с друзьями и родственниками. (WSJ, 22.12.2004, Мария Подцероб)