Ученье – свет


Вчера правительство в целом одобрило законопроект Минфина, отменяющий с 2006 г. лицензирование аудиторской деятельности. Чтобы продолжить работу, индивидуальные аудиторы и компании должны будут состоять в саморегулируемой организации (СРО), иметь аттестат и безупречную деловую репутацию, подтвержденную тремя действующими аудиторами. Кроме того, всем аудиторам придется за 2005–2008 гг. заново пройти аттестацию – с 1 января 2009 г. “квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего закона, аннулируются”, говорится в имеющихся в распоряжении “Ведомостей” поправках.

В интересах клиентов аудиторов качество образования действительно стоит повысить, убеждена предправления Института профессиональных аудиторов (ИПАР) Дарья Долотенкова. За последние годы “выдано слишком много аттестатов при низком качестве обучения”, говорит другой аудитор. При этом за счет обязательной переподготовки и сокращения числа аудиторских объединений Минфин сможет “очистить рынок от мелких фирм, которые за смешные деньги готовы подтвердить достоверность любой финансовой отчетности”, считает еще один попросивший об анонимности аудитор из “большой четверки”.

Аудиторам новые правила сулят большие затраты. По действующему закону выданные им аттестаты бессрочны, напоминает президент Аудиторской палаты России Борис Соколов. По оценке ИПАР, средняя стоимость трехмесячного обучения и сдачи квалификационного экзамена в Москве примерно $600. В регионах, по данным компаний, обучение и экзамен стоят около $300–400. Но обучение по новой программе будет дороже, ведь аудиторам расскажут о международных стандартах отчетности и об аудите финансовых организаций (сейчас для работы с банками, страховщиками и биржами аудиторам требуются специальные аттестаты). “Всеобщая переподготовка – не слишком мотивированная мера, которая в первую очередь выгодна учебным центрам – перед ними открывается новый рынок”, – уверена директор департамента аудита АКГ “Развитие бизнес-систем” Анна Ефремова. К тому же чтение лекций на подобных курсах – единственный легальный вид заработка для чиновников, иронизирует аудитор крупной российской компании. “Представьте, что завтра всем скажут: время было смутное, в вузах учили плохо, дипломы [о высшем образовании] можно было купить, так что они теперь недействительны – идите учиться заново”, – недоволен знакомый с законопроектом чиновник одного из органов исполнительной власти.

На переподготовку пойдут около 20 000 человек, считает Соколов, остальные не ведут реальной работы либо работают бухгалтерами в компаниях. Тогда исходя из затрат каждого из них в $600 аудиторские компании потратят на переподготовку персонала не менее $12 млн. При этом поправки обязывают иметь аттестаты и гендиректоров аудиторских компаний, которые “давно занимаются менеджментом, а от практики отошли”, сетует Соколов. По международным правилам аудиторской этики в числе собственников и топ-менеджеров аудиторской фирмы должны преобладать дипломированные аудиторы, возражает директор по спецпроектам аудиторско-консалтинговой фирмы “ФБК” Николай Ремизов. Он не видит проблемы в том, что российским аудиторам придется пересдавать экзамены: “Сейчас в аудите много бывших бухгалтеров, получивших аттестат просто за хорошее знание бухучета, а эта профессия на самом деле требует многих специальных знаний”.

Автор законопроекта, директор департамента Минфина Леонид Шнейдман, а также пресс–служба министерства отказались прокомментировать поправки.