Минфин побил рекорд


Профицит в итоге может оказаться еще больше, так как бюджетная статистика пока не учла незапланированные доходы от продажи на аукционе за долги 76,8% акций “Юганскнефтегаза”, отмечает главный экономист “Тройки Диалог“ Антон Струченевский. “Роснефть” объявила, что 31 декабря перевела на счета казначейства $7,65 млрд в качестве платежа за этот актив. Всего продажа акций “Юганскнефтегаза” пополнила бюджет в общей сложности на $9,35 млрд. Правда, не все эксперты уверены, что эти деньги будут отражены в отчетности за 2004 г. Минфину было бы удобнее провести эти деньги уже за 2005 г., ведь в этом случае он сможет использовать их на текущие расходы – например, на решение социальных проблем, указывает старший экономист ФК “УралСиб” Владимир Тихомиров. А руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович поясняет, что в стабфонд эти деньги отправятся, только если “не будет принято никаких решений”.

В пятницу Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за 2004 г. Доходы превысили расходы на 686,5 млрд руб., или 4,1% ВВП. Это самый высокий показатель за всю постсоветскую историю страны: до 2000 г., когда был поставлен предыдущий рекорд (профицит – 2,8% ВВП), бюджет регулярно сводился с дефицитом. Профицит оказался почти на порядок выше, чем планировалось год назад: по закону о бюджете, принятому в конце 2003 г., предполагалось, что он не превысит 0,5% ВВП.

Рекорд был бы невозможен без сверхвысоких цен на нефть. Бюджет 2004 г. рассчитывался на основе гипотезы, что баррель Urals будет стоить $22, тогда как на самом деле среднегодовая цена была $34, отмечает Наталья Акиндинова из Центра развития. Каждый “лишний” доллар в цене барреля нефти увеличивает профицит на 0,3–0,4% ВВП, напоминает член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов.

К тому же с августа в России действует новая шкала экспортных пошлин на нефть, увеличивающая изъятия при более высоких ценах, отмечает Дмитрий Белоусов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.

На руку Минфину сыграло и резкое повышение сознательности налогоплательщиков после истории с взысканием налоговой недоимки “ЮКОСа”, считает Акиндинова. К примеру, поступления от налога на прибыль за 2004 г. достигли 205 млрд руб. против изначально запланированных 164 млрд.

Главную роль в том, что в 2004 г. Минфину удалось не только получить, но и сберечь рекордный объем дополнительных доходов, сыграл стабилизационный фонд, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. С 1 января 2004 г. основная часть дополнительных доходов от сверхвысоких цен на нефть сразу поступает в стабилизационный фонд, который нельзя распечатывать до тех пор, пока он не достигнет 500 млрд руб., напоминает Гурвич. А этот рубеж был преодолен только в последних числах декабря.

Правда, профицит 4,1% ВВП – рекордный только по российским меркам. У Норвегии, близкой к нам по вкладу нефтегазового сектора в экономику и наличию стабфонда, профицит бюджета в 2000–2003 гг. составлял от 9,5% до 15% ВВП, напоминает Гурвич. А Южная Корея, даже не будучи “нефтяной” страной, за тот же период имела профицит 4,5–5,5% ВВП.

В этом году профицит тоже будет выше запланированного (1,5% ВВП), уверены все опрошенные эксперты. Даже если в бюджет этого года не попадут деньги от продажи акций “Юганскнефтегаза”, доходы казны обгонят прогноз, поскольку бюджет рассчитан исходя из цены $28 за баррель нефти Urals, говорит Акиндинова. С 2006 г. размер профицита будет зависеть от того, захочет ли правительство пожертвовать стабфондом ради ускорения экономического роста, отмечает Белоусов из ЦМАКП. Например, кабинет сейчас рассматривает возможность направлять часть дополнительных доходов на социальные расходы (см. статью на стр. А3).