План для Ющенко


В пятницу эксперты Программы развития ООН презентовали в Киеве подготовленную ими программу реформ украинской экономики. Ни разу за историю Украины ситуация не была столь благоприятна для проведения решительных изменений, считает курировавший подготовку доклада помощник генсекретаря ООН Кальман Мижей. Избранному президенту Виктору Ющенко предлагается ликвидировать систему налоговых привилегий, снизить ставки налогов, реформировать госаппарат и резко сократить вмешательство государства в экономику.

До сих пор на Украине государство управляет гражданами, а не предоставляет им услуги, констатируют эксперты. Бюрократия хочет не переводить экономику страны на рыночные рельсы, а расширять зону своего контроля, замечает соавтор программы, экономист варшавского Центра социально-экономических исследований (CASE) Марек Домбровски. Государство поддерживает избранные отрасли и отдельные предприятия, в результате “процветают не самые эффективные бизнесмены, а имеющие хорошие связи с бюрократами”, подчеркивается в программе.

Соратники Ющенко на словах со всем этим согласны. “Люди надеются, что в стране будет формироваться власть нового качества”, главной задачей которой станет “создание одинаковых для всех правил игры”, заявил в интервью киевской газете “Зеркало недели” руководитель Союза промышленников и предпринимателей, экс-премьер Анатолий Кинах, поддерживавший Ющенко.

Сложнее всего Ющенко будет реформировать госаппарат, в том числе силовые органы, полагает Домбровски. Сейчас к министрам по рангу приравнено 60 руководителей других ведомств, политическая власть и бюрократия не разделены, правительство принимает решения “иррационально”, а работа чиновников в целом плохо оплачивается и неподотчетна обществу, сетуют эксперты. От большинства госфункций Украине нужно в принципе отказаться, чиновников сделать персонально ответственными за результаты своей работы, а льготы гражданам – монетизировать, отмечает главный экономический советник UNDP на Украине Ирина Акимова.

Налоги должны стоять в числе приоритетов новой власти, убежден директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. Например, сейчас из-за сложной схемы взимания НДС вернуть его в положенный по закону срок “можно лишь за откат в 25–30%”, утверждает он. Бизнесменов, которые не хотят давать взятки, налоговики убеждают отказаться от возврата НДС: по данным Бураковского, такие предприниматели сокращают долг казны по НДС примерно на 10% ежегодно. Нередко налоговые органы становятся орудием в борьбе одной олигархической группировки с другой, добавляет Домбровски. Около 10% территории Украины – льготные налоговые зоны, из которых самые крупные в Донбассе, Крыму и Львовской области, напоминает Акимова. По расчетам Бураковского, при отмене всех территориальных, отраслевых и “индивидуальных” льгот доходы бюджета выросли бы в 1,2–1,8 раза. “Налоговые льготы стимулируют только коррупцию, а не производство, – соглашается депутат Верховной рады, бывший вице-премьер и еще один союзник Ющенко Виктор Пинзеник. – Лучше помогать компаниям за счет прямых бюджетных субсидий”.

Вице-президент консорциума “Индустриальная группа” (управляет в том числе холдингом “Индустриальный союз Донбасса”) Александр Пилипенко считает предложения экспертов ООН “в целом правильными”. Задумка с “индивидуальными” льготами, напоминает он, заключалась в том, чтобы они были “невелики” и “стимулировали развитие инвестиций”. Но из-за отсутствия эффективного контроля, говорит Пилипенко, получились “черные дыры для бюджета”. “Украинское законодательство не дает возможности многим компаниям легализовать собственность, поэтому многие строят управление через офшоры”, – напоминает Пилипенко. Поэтому, рассуждает он, если, например, власть захочет дать преференции только отечественным компаниям, воспользоваться ими смогут далеко не все.

На реформы у Ющенко есть 15 месяцев – в марте 2006 г. состоятся выборы в парламент. “Все реформы надо начинать одновременно, – говорит Акимова. – Если сначала снизить ставки, а потом задуматься о повышении бюджетной дисциплины, то с бюджетом возникнут проблемы”. “Временное окно возможностей [у президента] ограничено, и чем более радикальным будет начало, тем больше шансов на успех”, – соглашается Домбровски.