Авиакомпании экономят на всем


Сообщения авиакомпаний о том, что та или иная авиалиния сократила расходы на обслуживание самолетов на $100 млн или $200 млн – сейчас не редкость. В частности, это делается за счет перехода на аутсорсинг, когда компании нанимают относительно низкооплачиваемых работников со стороны, например, для чистки салонов или буксировки самолетов – операций, которые не влияют на безопасность. Тем не менее профсоюзы, пилоты и лизинговые компании, которым принадлежат самолеты, озабочены тем, что правила безопасности в результате этого все-таки могут соблюдаться не до конца. Из-за увольнений аэропорты лишаются тысяч талантливых механиков, на место которых приходят работники более низкой квалификации. Объясняется это тем, что час работы квалифицированного специалиста стоит $20–30, а новички стоят дешевле. Существует беспокойство и по поводу недостаточной степени надзора со стороны регуляторов, в том числе Федеральной администрации гражданской авиации (FAA).

Многие эксперты утверждают, что это не так – контроль за соблюдением мер безопасности в авиации крайне жесткий и путешественникам не о чем беспокоиться. Ремонт самолетов проводится по графику, любые изменения в котором должны быть одобрены FAA. В случае поломки одного из узлов взлет запрещается.

Другие специалисты рисуют менее радужную картину. “По всей отрасли уровень профессионализма снизился”, – говорит бывший член Национального совета по безопасности транспорта Джон Гоглиа. По его словам, наиболее квалифицированные механики перешли на более хлебные места, например в компанию Gillette или тематические парки Disney, где пригодились их навыки по обслуживанию гидравлических и вакуумных систем. Если верить важнейшим индикаторам, таким, как отмены рейсов, пока обстановка не ухудшилась. Их число практически не изменилось. Авиакомпании продолжают настаивать, что им удается сократить расходы на техобслуживание без ущерба для безопасности за счет роста производительности труда и сокращения затрат. Так, US Airways сообщила, что более тщательно проверяет работу механиков, а менеджеры, отвечающие за управление полетами, собираются для разбора полетов. (WSJ, 18.01.2005, Кирилл Корюкин)