“Мик Джаггер автодизайна”


Прогуливаясь между моделями GM, Лутц нахваливает кнопки, клавиши и рычаги на приборной панели, которые приятны на ощупь и мягко включаются легким движением руки. Нравится ему и новая обработка пластиковых деталей отделки салона, который избавился от кричащего блеска и смотрится теперь более благородно.

Но чтобы продавать больше автомобилей, сокращения зазоров и “нежных” кнопок явно недостаточно. Достижения, которыми хвалился Лутц, – результат гонки за конкурентами. А вот с новинками компании дела обстоят пока не так радужно.

Большие надежды возлагались на Pontiac G6, который был выведен на рынок прошлой осенью с помпой, не виданной за всю историю автомобилестроения. GM подарил около 100 новеньких седанов G6 ток-шоу Опры Уинфри в качестве призов для аудитории. Об этом широком жесте долгое время говорили в телепередачах, писали газеты и сетевые СМИ. А вот убедить потребителей выкладывать свои денежки за эту модель оказалось куда труднее – нельзя сказать, что в дилерских салонах за ними выстраиваются очереди.

Pontiac G6 и другой седан, созданный на этой же базе, – Buick LaCrosse – первые автомобили, созданные при активном участии Лутца, который в 2001 г. вернулся с заслуженного отдыха, чтобы спасать компанию и освежить модельный ряд GM, который к тому времени стал совсем унылым. Разница в дизайне машин, разработанных при Лутце и до него, для специалистов очевидна. Но пока компании не удалось трансформировать новый имидж в рост продаж: североамериканский бизнес GM на протяжении долгих лет остается убыточным, поскольку компания по-прежнему уступает конкурентам из Японии, Кореи и Европы.

В прошлом заместитель председателя совета директоров корпорации Chrysler, Лутц принадлежит к уходящему поколению дерзких топ-менеджеров из Детройта, склонных к экспериментам. В 1990-х он помогал реанимировать Chrysler: под его руководством создавались такие знаменитые модели, как спортивный Dodge Viper, пикап Dodge Ram и Jeep Grand Cherokee, на котором Лутц лично врезался в стеклянную стену на Детройтском автосалоне, чтобы обозначить наступление эры внедорожников. В свои 72 года бывший военный летчик до сих пор любит на досуге управлять реактивным истребителем, а на работу он иногда прилетает на вертолете.

Харизматик и фантазер Лутц сумел покорить не только сотрудников GM, но и дилеров, которым надоело смотреть, как уже два десятилетия дизайнеры компании не могут создать ни одной модели, которая помогла бы концерну восстановить лидирующие позиции на рынке. “Бобо Лутц – это Мик Джаггер автодизайна”, – говорит Линн Томпсон, сопредседатель Национального совета дилеров GM.

Придя в GM, Лутц полностью реорганизовал все дизайнерское подразделение GM и публично раскритиковал интерьеры выпускавшихся тогда моделей.

В новых Pontiac G6 и Buick LaCrosse влияние Лутца заметно в первую очередь в отделке интерьеров, напоминающих интерьеры европейских автомобилей класса люкс. Пластиковые детали выполнены из материалов, более приятных на ощупь, чем пластмассы, традиционно использовавшиеся в GM. А вот внешность этих моделей стала менее броской и агрессивной. По сравнению со своим предшественником, моделью Grand Am, G6 выглядит более динамично.

“Мы много спорили, что лучше – не особенно фокусироваться на качестве и ускорить разработку новых моделей или подождать год с небольшим и создать автомобиль, который будет хорошо продаваться, – вспоминает он. – Мы решили начать с самого начала”.

Момент истины – и настоящее испытание для Лутца – наступает именно теперь, когда первые автомобили, созданные под его руководством, как и прежние, не спешат покидать салоны дилеров. Pontiac G6 пока не принес материнской компании успеха на рынке среднеразмерных седанов, где безраздельно властвуют японские автопроизводители в лице Toyota Motor, Nissan Motor и Honda Motor.

И, что самое обидное, DaimlerChrysler, где прежде так плодотворно трудился Лутц, попала точно в десятку, выкатив на рынок Chrysler 300 С – едва ли не самый удачный седан от детройтских автопроизводителей за последние несколько десятилетий. И если GM приходится продавать G6 с льготными кредитами и скидками, то Chrysler 300 С так популярен, что его производителю приходится расширять мощности, на которых налажен выпуск этой модели.

К концу декабря автомобилей G6 и LaCrosse, которые скопились на складах GM, хватило бы на 71 день продаж. Запаса 300 С на складах Chrysler хватало на четыре недели. Перед Лутцем и его командой стоит задача наращивать продажи G6 и LaCrosse.

В то, что Лутц справится со своей миссией, верят не все. Майк Чан, аналитик по рынкам и ценам из компании Edmund’s com, полагает, что в ближайшие месяцы продажи обеих моделей будут снижаться. “Сейчас эти модели продаются на инерции от громкого запуска, а вот 300 С популярен сам по себе и не нуждается ни в фанфарах, ни в скидках”, – говорит он. Но сам Лутц не сомневается, что со временем рынок среднеразмерных автомобилей отвернется от моделей с броской внешностью, как 300 С, и тогда на первый план выйдут представители более сдержанного направления в автомобильном дизайне, например Buick LaCrosse, на доработку которого компания намерена потратить $3,2 млрд в ближайшие пять лет. (WSJ, 11.01.2005, Екатерина Кудашкина)