Трудный герой


Брамс – композитор, словно бы живший в чужое время. В контексте романтизма, литературщины и рапсодических форм он являл собой чуждый тип, которому больше подошло бы определение старого и строгого мастера. В музыке Брамса нет юности – она вся обременена исторической зрелостью. В ней много чувства, но к нему надо подбираться умом. В ней есть широкое дыхание, но оно сквозит через подробную, кропотливую работу над деталями. А ее красота редко открывается с первого прослушивания.

Поэтому Брамса трудно играть. Его стиль требует одинаковой включенности сердца и разума, иначе результат грозит обернуться либо академичной скукой, либо эмоциональной поверхностностью. Имена участников фестиваля обещают серьезный результат. На сегодняшнем концерте-открытии Немецким реквиемом будет дирижировать Владимир Федосеев во главе Большого симфонического оркестра им. Чайковского. Вместе с ним выступит хор Академии хорового искусства под управлением Виктора Попова и два солиста с европейской репутацией – Майя Дашук и австриец Бенно Шоллум.

Немецкий реквием, несмотря на свои масштабы, чужд титаничности – это интимное творение, говорящее на языке Лютера и высокой немецкой полифонии. Подобное сочетание лирики и объективности присуще и камерным произведениям Брамса. Программа, которую сыграют 30 января, весьма редка – она включает два Секстета для струнных инструментов. Играют молодые мастера, среди которых три постоянных участника знакового фестиваля “Возвращение”: Борис Андрианов, Максим Рысанов и Кристина Блаумане. В камерной программе 2 февраля появится именитая скрипачка из Австрии Дора Шварцберг.

27 января в Светлановском зале Валерий Полянский продирижирует Мессой Брамса, а под руками Людмилы Голуб проявит себя новый герой московской музыкальной жизни – немецкий орган Дома музыки. Симфоний и концертов в программе по два, и не самых популярных. Первой симфонией и Вторым фортепианным концертом продирижирует Томас Зандерлинг, а солировать будет давний лауреат Конкурса Чайковского Джон Лилл. Наконец, в заключительный день фестиваля, 4 февраля, предстоит знакомство с очередной европейской знаменитостью – Вторую симфонию за пультом Национального филармонического оркестра России проведет дирижер из Финляндии Окко Каму. Под его руководством будет также сыгран шедевр Брамса, не уступающий по красоте его же Скрипичному концерту, – Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром. В нем объединятся мастера разных поколений – Владимир Спиваков и Татьяна Васильева.

Монографические фестивали – одно из направлений, отличающих репертуарную политику Дома музыки. В прошлом сезоне там прошел монографический фестиваль Моцарта – в массовом сознании композитора номер один, и это естественно и легко объясняло выбор героя. Второй опыт куда более специфичен. Хотя Брамса играют много, но у широкой публики на слуху разве что Венгерские танцы, Скрипичный концерт да печальная тема из Третьей симфонии. Венгерские танцы, конечно, сыграют на бис, а вот прочих дежурных блюд в программе фестиваля нет. Тем более выбор организаторов заслуживает уважения.