ВПК проверят частные аудиторы


В причинах слишком быстрого роста цен на военную продукцию для гособоронзаказа чиновники решили разобраться с помощью аудиторов. Как заявил вчера журналистам директор департамента программ обороны и безопасности Минэкономразвития Владислав Путилин, “самым принципиальным вопросом” в планировании закупок вооружений является формирование итоговой цены, которую исполнитель гособоронзаказа выставляет заказчику. Она, по словам Путилина, “на выходе на 30–50% больше” оговоренной при заключении контракта. Особенно бурно растут цены в аэрокосмической промышленности. В результате принятая в 2001 г. госпрограмма вооружений в натуральном выражении не выполняется, хотя заложенные в бюджет деньги перечисляются полностью.

Жалобы промышленников на рост тарифов на энергию и железнодорожные перевозки Путилин считает безосновательными. По его данным, их вклад в расходы при производстве вооружений – не более 10%. Поэтому Минэкономразвития, сообщил Путилин, в ближайшие шесть месяцев проведет независимый аудит ценообразования на наиболее дорогостоящее вооружение. Анализ, сказал чиновник, министерство готово поручить “любой аудиторской компании, имеющей лицензию ФСБ на работу с секретными документами”, но условия получения заказа – на тендере или по договоренности с чиновниками – Путилин не пояснил. А с монополистами в поставке материалов, например с металлургами, министерство может попросить разобраться Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Сотрудник пресс-службы ФАС сообщил, что пока коллеги не обращались в ведомство с подобным запросом. Изучать динамику цен служба возьмется, если выяснится, что конкретный вид металлопродукции производится предприятием, которое занимает доминирующее положение на рынке, говорит представитель ФАС. Получить комментарии в Минобороны и федеральной службе по гособоронзаказу не удалось.

Опрошенные “Ведомостями” аудиторы компаний “большой четверки” отказались сообщить, есть ли у них лицензия ФСБ. По словам источника в российском отделении PricewaterhouseCoopers, его компания собирается такую лицензию получить. Допуск к секретным материалам уже есть у аудиторской компании ФБК. По словам директора аналитического департамента ФБК Игоря Николаева, “проблема [цен на военную продукцию] очень интересная” и ФБК готова поучаствовать в тендере, если он будет объявлен.

“Нас и так регулярно проверяют налоговые органы и Счетная палата, и всем ясно, что цена растет из-за крайне низкого объема закупок”, – усмехается рвению чиновников директор одного из предприятий авиапромышленности. Так, по контракту между корпорацией “Сухой” и ВВС России в 2005 г. на заводе в Комсомольске-на-Амуре планировалось модернизировать 11 самолетов. Сейчас завод почти за те же деньги обещает модернизировать 17 машин, а мощности предприятия рассчитаны на выпуск нескольких десятков новых самолетов в год. Производство межконтинентальных ракет “Тополь-М” на Воткинском машиностроительном заводе нынешними темпами (в 2007 г. заказано семь ракет) также нерентабельно. Он убежден, что и другие “коллеги по несчастью” не испугаются перспективы независимого аудита.

Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко говорит, что постоянный рост цен – одна из важных причин срыва программы вооружений и меры правительства разобраться в этом вопросе можно только приветствовать. Однако дело не только в инфляции, напоминает эксперт Центра оборонной информации Иван Сафранчук. По его мнению, увеличение российского военного бюджета не приносит отдачи, поскольку, “видимо, неэффективна вся система, ведь те же китайцы закупают у нас за такие же деньги больше оружия, чем мы сами”.