Незаметен и незаменим


Как отмечает Екатерина Успенская, директор по работе с персоналом компании “Альфа Страхование”, на позицию персонального ассистента крайне сложно найти подходящих кандидатов: “Чаще всего к положительным результатам приводит “штучный”, ювелирный поиск”. По мнению экспертов, главным критерием при выборе персонального ассистента становится психологический портрет кандидата.

Именно на психологические характеристики советует обращать внимание в первую очередь гендиректор Headhunter.ru Юрий Вировец. А по словам Леонида Викторова, генерального директора российского подразделения корпорации IFS, важны далеко не только пунктуальность и исполнительность: “Мне важно, чтобы мой персональный помощник обладал теми качествами, которых нет у меня”.

“Работа гендиректора всегда связана с большими объемами информации самого разного характера, – говорит Вировец. – Поэтому персональный ассистент должен уметь быстро и четко реагировать на те информационные потоки, которые проходят через него”. По словам Вировца, эту способность можно выявить уже на первом собеседовании. “Например, я спрашивал у кандидатов, могли ли они, учась в школе, делать уроки при включенном телевизоре, – рассказывает Вировец. – Или предлагал в течение десяти минут написать небольшое эссе, при этом отвлекая кандидатов разными вопросами, уходя и снова появляясь в кабинете”. Такие несложные задания позволяли оценить способность кандидата сосредоточиться на нескольких делах одновременно.

Впрочем, как отмечает Андрей Успенский, генеральный директор управляющей компании “Пиоглобал Эссет Менеджмент”, даже мобильность и стрессоустойчивость не могут быть основными критериями выбора. “С персональным помощником гендиректор общается чаще, чем с большинством сотрудников в компании. Поэтому важнее всего психологическая, эмоциональная совместимость, – подчеркивает Успенский. – Это неосязаемый фактор, который вряд ли можно оценить с помощью той или иной методики. Поэтому мне важен личный контакт с потенциальным кандидатом, чтобы я мог понять, “подходит” мне этот человек или нет”. По мнению специалистов, генеральный директор никогда не сделает предложения о работе человеку, который аккуратен, пунктуален и организован, но не нравится ему лично. Екатерина Успенская отмечает, что персональный ассистент вынужден решать много деликатных вопросов, поэтому он должен быть крайне дипломатичен: “Персональный помощник не должен раздражать. Как партнер в танцевальных парах, он должен быть незаметен, но в то же время незаменим и высокопрофессионален”.

Впрочем, чрезмерное доверие гендиректора к своему персональному ассистенту может стать причиной серьезных проблем. Юрий Вировец говорит, что со временем персональный помощник приобретает серьезное влияние на на своего руководителя и получает неформальную власть: “Обладая конфиденциальной информацией, ассистент может начать преследовать собственные интересы”.

По словам Вировца, иногда приходится сталкиваться даже с финансовой нечистоплотностью. В силу своей занятости генеральный директор не может проследить, в какой компании и за сколько ассистент купил, например, авиабилет для своего руководителя. Для компании лишние $100 не станут проблемой, но отношения с персональным ассистентом, который положил их в карман, будут испорчены. Кроме того, постоянно общаясь с генеральным директором, персональный ассистент попадает под влияние неформальных групп в компании. Используя свою близость к гендиректору, персональный ассистент может даже неосознанно оказать давление на него с целью лоббирования интересов других сотрудников.

Соглашаясь с Вировцом, Андрей Успенский отмечает, что одним из возможных путей решения такой проблемы может стать ротация: “Персональных ассистентов лучше менять раз в два года. В дальнейшем сотрудник может или расти в компании в административном отделе, или уйти в другой бизнес, но работать персональным ассистентом ему будет гораздо сложнее”.

Елена Рудавина, директор по персоналу издательства “Просвещение”, отмечает, что часто причиной конфликтов между гендиректором и его ассистентом может стать излишняя амбициозность помощника: “Стремление ассистента к карьерному росту не всегда импонирует руководителю”. Однако Ольга Исса, вице-президент, директор по PR УК “Пиоглобал Эссет Менеджмент”, говорит, что именно такт и умение понять своего руководителя помогают персональному ассистенту сделать следующий шаг в карьере. “Я начинала свою карьеру как персональный ассистент одного из управляющих западной компании, – рассказывает Исса. – После трех лет работы я поняла, что должность меня не устраивает. Однако тонкое понимание психологии моего руководителя помогло мне избежать конфликта. С другой стороны, гендиректор знал о моих карьерных устремлениях и всячески поощрял мое дальнейшее обучение и карьерный рост и не пытался всеми силами удержать меня в компании”.