Вечное партнерство


Визиту Ющенко в Москву предшествовала затяжная конфронтация Кремля с “оранжевой” оппозицией в ходе избирательной кампании на Украине. Владимир Путин недвусмысленно держал сторону бывшего премьера Виктора Януковича. Он дважды официально принимал его в Москве, а Ющенко в диалоге отказывал. А летом 2004 г. Кремль “подарил” Украине около $1 млрд в год, отказавшись с 1 января 2005 г. взимать налог на добавленную стоимость при экспорте нефти и газа на Украину. Это позволило кабинету Януковича значительно повысить пенсии и зарплаты бюджетникам с сентября прошлого года. После второго тура выборов Путин первым поздравил Януковича с победой, впоследствии отмененной.

Обмен шпильками продолжался до последнего момента. Вчера утром Путин попросил премьера Михаила Фрадкова подумать, как активизировать сотрудничество с Украиной на фоне “известного спада темпов экономического роста” в этой стране после выборов. Тревога Путина выглядит наигранной: ВВП Украины вырос в прошлом году на 12%, тогда как российская экономика прибавила всего 6,8%. Ющенко в долгу не остался, пообещав строить с Москвой “рациональные, успешные, взаимовыгодные отношения”, дав понять, что при близкой Путину власти Кучмы – Януковича они таковыми не являлись. А когда встреча с Путиным уже началась, пресс-служба Ющенко объявила, что исполняющим обязанности украинского премьера назначена Юлия Тимошенко. В 2001 г. Главная военная прокуратура России обвинила Тимошенко в даче взятки, а осенью прошлого года российский суд выдал санкцию на ее арест (см. статью на стр. А2).

Переговоры длились два с половиной часа. Выйдя к журналистам, Путин подчеркнул, что новое руководство Украины намерено “обеспечить преемственность” в отношениях с Москвой. “Мы имеем колоссальные наработки в двусторонних отношениях”, – подтвердил и Ющенко. Он отметил, что “не отвергает” проект Единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, но участвовать в нем Украина будет только в том случае, если это “не противоречит ее национальным интересам” и не помешает “движению Украины к другим рынкам”. Точно такую же позицию Киев занимает, по его словам, и относительно интеграции с Евросоюзом.

Оба президента признали, что у газотранспортного консорциума двух стран есть будущее. “Россия уникальна тем, что у нее огромные энергетические возможности, а у Украины уникальные транзитные системы, – сказал Ющенко. – Поэтому мы намерены совместно двигаться на энергетические рынки Европы”. Путин подчеркнул, что в прошлом году Украина заработала на перекачке российского газа в Европу $1,5 млрд.

А несколько часов спустя Ющенко заявил, что, по его мнению, напряженность с Москвой удалось снять.

Потребуется не одна встреча, чтобы растопить лед в отношениях президентов, отмечает директор киевского Института экономических исследований Игорь Бураковский. Но его обнадеживает уже то, что лидеры твердо обещали развивать газотранспортный консорциум и не поставили крест на ЕЭП. Приемлемым считает результат первой встречи и политолог Станислав Белковский. Назначив Тимошенко премьером, Ющенко показал, что не поддастся давлению Москвы, и теперь Путин будет развивать отношения с новым руководством Украины без оглядки на Януковича.

Чтобы снять “запредельный уровень взаимного недоверия” между Ющенко и Путиным, одного обсуждения вопроса о газе или ЕЭП мало, считает один из лидеров антипутинского “Комитета-2008” Борис Немцов. По его мнению, переговоры были бы успешными, если бы лидеры договорились о ежемесячных встречах.

В Москве Ющенко сделал широкий жест в адрес российского бизнеса, пообещав пересмотреть итоги приватизации крупнейшего металлургического комбината Украины – “Криворожстали”, которую летом прошлого года купили зять Леонида Кучмы Денис Пинчук и донецкий миллиардер Ринат Ахметов. По мнению Ющенко, “Криворожсталь” “украли, а не приватизировали”. Участвовать в приватизации комбината хотели российские “Северсталь” и “Евразхолдинг“, но к конкурсу их не допустили. Источник, близкий к одному из российских металлургических холдингов, считает деприватизацию “Криворожстали” неизбежной. “Это уже не обсуждается, – считает российский металлург. – Все знают и уже готовятся [к предстоящим торгам]”. По его мнению, новые торги по “Криворожстали” будут открытыми, а стартовая цена может составить не $800 млн, как летом, а $2 млрд или даже больше.