Нашим долгам можно верить


Место в индексе Lehman Brothers – мечта любого эмитента. В него включаются самые надежные долговые бумаги, что позволяет крупнейшим и самым консервативным инвестиционным и пенсионным фондам сверять с индексом свои портфели. По оценкам аналитика Lehman Арко Сена, активы фондов, вкладывающих деньги во входящие в индекс облигации, составляют порядка $1,5–2 трлн.

Основное требование к бумагам, стремящимся попасть в индекс, – инвестиционный рейтинг от ведущих международных агентств. Сейчас таких агентств три – Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch Ratings, но Lehman долгое время признавал высокие оценки только S&P и Moody’s. Российские долги под эти критерии не подходили: инвестиционный рейтинг стране присвоили пока лишь Moody’s (в октябре 2003 г.) и Fitch (год спустя).

Однако в понедельник вечером банк сообщил, что с 1 июля меняет свои правила и теперь ему достаточно инвестиционного рейтинга от двух из трех агентств независимо от имени. “Таким образом, начиная с июля Россия больше не нуждается в повышении рейтинга по шкале Standard & Poor’s для включения в USD Credit/Aggregate Index (семейства индексов Lehman Brothers)”, – поясняет в своей записке Арко Сен.

Объем российских еврооблигаций в обращении велик: без самых коротких бумаг с погашением в этом году на рынке торгуются евробонды России почти на $30 млрд по номиналу. Это солидная сумма, ставящая страну в один ряд с крупнейшими эмитентами долговых бумаг, указывает аналитик “Атона” Алексей Ю. Вес России в индексе, по расчетам Сена, составит 1,65%. Впереди лишь 11 эмитентов, среди которых Италия и Мексика, а также крупнейшие корпорации – Ford, General Electric, General Motors, Citigroup. “Инвесторы просто не смогут игнорировать наши долги”, – убежден Ю.

Кроме суверенных облигаций в авторитетный индекс могут попасть бумаги Внешторгбанка, но не все, а евробонды двух выпусков – с погашением в 2008 г. на $550 млн и в 2011 г. на $450 млн.

На решение Lehman Brothers рынок ответил дружным ростом котировок. Самые ликвидные российские еврооблигации с погашением в 2030 г. подорожали более чем на 1% – до 104,75% от номинала, достигнув своего исторического максимума, а их доходность на 0,1% приблизилась к американским бумагам и составила 6,3%. Для многих инвесторов новость от Lehman стала сигналом для покупки, ведь включение в авторитетный индекс сулит рынку приток свежих средств, объясняет аналитик инвестбанка “Траст” Николай Подгузов.

Впрочем, чтобы Россия попала в индекс, нашим чиновникам придется постараться. Дело в том, что для включения в индекс кроме инвестиционного рейтинга необходимо еще одно условие: бумаги должны быть зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC). Ни Россия, ни ВТБ не могут похвастать такой регистрацией.

В пресс-службе Минфина отказались комментировать перспективы регистрации еврооблигаций России в SEC. Правительственный чиновник говорит, что слышал о переговорах на эту тему между российскими и американскими чиновниками. Известно о них и руководителю департамента финансовой политики Минфина Алексею Саватюгину. Впрочем, по мнению источника в правительстве, российские чиновники не станут торопиться с регистрацией. Сейчас Россия ведет переговоры с Парижским клубом кредиторов о досрочном погашении долга, напоминает он, и предлагаемая клубом схема завязана на текущие котировки евробондов. “Рост котировок ударит по этой схеме”, – считает он. А Саватюгин замечает, что включение российских еврооблигаций в индекс и последующий рост их котировок могут заметно увеличить расходы бюджета – если Минфину потребуется выкупать обращающиеся на рынке бумаги. Внешторгбанк, по словам старшего вице-президента банка Алексея Акиньшина, заявку в SEC пока не подавал. “Но такая опция у нас есть”, – добавил он.

Представитель SEC сообщил “Ведомостям”, что заявок от российского правительства в комиссию не поступало.