Бушу не удается сократить дефицит


Дефицит американского бюджета бьет рекорды третий год подряд. В 2003 г. дефицит составил $377 млрд, а в 2004 г. согласно прогнозу должен составить $412 млрд. Накануне внесения в Конгресс проекта бюджета на 2005 г. Белый дом объявил, что он сверстан с рекордным в истории США дефицитом – $427 млрд. Это намного превышает расчеты бюджетного управления Конгресса, в сентябре прогнозировавшего дефицит бюджета 2005 г. на уровне $348 млрд.

Очередной рекордный дефицит вызван в первую очередь продолжающимся наращиванием расходов на военные операции в Ираке и Афганистане и послевоенное восстановление этих стран. Всего на эти цели в 2005 г. администрация Буша собирается направить $200 млрд. Например, $75 млрд планируется потратить на формирование 17 новых бригад сухопутных войск и замену изношенной и поврежденной в Ираке боевой техники, грузовиков и пр. Часть средств собираются выделить на нужды Госдепартамента – одно только новое здание посольства США в Ираке предварительно оценивается в $1,5 млрд. На работы по восстановлению экономик Ирака и Афганистана хотят израсходовать $25 млрд.

Но по мнению аналитика Economist Intelligence Unit Джерарда Уолша, дело не только в огромных военных расходах. “Проблема дефицита обострилась из-за одновременного сокращения налогов, проведенного Бушем в 2000–2001 гг., и увеличения госрасходов”, – говорит Уолш. В то же время, по его мнению, нынешнее состояние государственных финансов США делает новые крупномасштабные военные акции со стороны Вашингтона маловероятными. “Если администрация и решит нанести удары по Сирии и Ирану, ей, скорее всего, придется ограничиться точечными ударами с воздуха, более крупная операция с финансовой точки зрения будет трудноосуществима”, – говорит Уолш. Однако Стивен Сливинский из CATO Institute считает, что “в случае принятия соответствующего политического решения размеры бюджетного дефицита едва ли остановят Белый дом”. “Если бы при планировании своих военных акций они руководствовались бюджетной дисциплиной, проблема дефицита не стояла бы так остро”, – говорит эксперт.

По данным аналитиков бюджетного управления Конгресса, суммарный дефицит за 2005–2015 гг. может составить $3,7 трлн. А если Буш запустит запланированную реформу системы соцобеспечения, дефицит увеличится еще на $1–1,8 трлн. Однако даже в такой ситуации Белый дом находит поводы для оптимизма: по отношению к ВВП бюджетный дефицит планируется снизить с 3,6% в 2004 г. до 3,5%.

В прошлом году Буш заявлял, что намерен к окончанию своего второго срока в 2009 г. сократить дефицит вдвое. Однако, по мнению конгрессмена-демократа Джона Пратта, “администрацию Буша от сокращения дефицита наполовину или на сколько-нибудь заметную величину отделяют многие годы”. А Чарльз Доран из американского Центра стратегических и международных исследований вообще утверждает, что “Буш еще сразу после победы на выборах в 2000 г. осознанно пошел на увеличение дефицита в расчете на высокие показатели роста ВВП в будущем”. С Дораном согласен Сливинский, который указывает, что заявление администрации надо понимать как снижение доли дефицита по отношению к ВВП, что вполне реально при условии стабильного роста. Однако Доран опасается, что рост будет медленным, а Буш не откажется от дорогостоящей реформы системы соцобеспечения даже несмотря на нынешний рекордный дефицит, максимум он попытается растянуть реформу на более длительный срок.

Уолш считает, что влияние бюджетного дефицита США на глобальную экономику будет чувствоваться в долгосрочной перспективе. “Если мир увидит, что у администрации Буша нет четкой стратегии в отношении проблемы дефицита, то это отразится на курсе доллара и доверии к американской экономике”, – считает Уолш. По его мнению, Конгресс, скорее всего, согласится с планами Белого дома увеличить расходы на операции в Ираке и Афганистане, хотя отдельные статьи военного бюджета и подвергнутся корректировке. Доран также считает, что бюджет будет одобрен конгрессменами, хотя перед этим они раскритикуют Буша. (Использованы материалы WSJ.)