SBC обсуждает слияние с AT&T


Осведомленные источники сообщают, что руководители SBC и AT&T встречались в январе для предварительного обсуждения возможного слияния. Как ожидается, объем сделки превысит $15 млрд. Переговоры с AT&T начались вскоре после того, как SBC приняла решение об экспансии на рынках телевещания и беспроводной связи. Покупка AT&T позволит SBC получить миллионы корпоративных клиентов этой корпорации и стать единственным оператором связи, занимающим ведущие позиции в каждом сегменте данного рынка.

Прекращение самостоятельного существования AT&T завершило бы длительную историю телекоммуникационной империи Bell. Это событие наверняка вызовет недовольство защитников прав потребителей и пристальное внимание регуляторов. О возможной продаже AT&T говорили еще с 2003 г., когда от корпорации отделился оператор BellSouth. В последние годы доходы AT&T неуклонно сокращались из-за спада на рынке междугородной связи. Интерес к приобретению корпорации помимо SBC может проявить и конкурирующая с нею Verizon Communications.

В условиях бурного развития технологий связи традиционным операторам приходится в корне пересматривать свою бизнес-модель. Результатом этой тенденции стала серия крупных слияний. В прошлом году оператор сотовой связи Cingular Wireless приобрел конкурирующую компанию AT&T Wireless (SBC владеет Cingular совместно с BellSouth). В декабре было объявлено о предстоящем слиянии корпораций Sprint и Nextel Communications. BellSouth, расквартированная в Атланте, рассматривает различные варианты слияний, в том числе с AT&T и MCI.

Аналогичный поиск подходящих вариантов консолидации ведет и SBC, являющаяся сейчас вторым по величине оператором связи в США. SBC занимает доминирующие позиции в 13 штатах, включая Калифорнию, Техас и Иллинойс, ее услугами пользуется порядка 36 млн семей в стране.

Для гендиректора SBC Эдуарда Уайтэйкера сделка с AT&T стала бы, возможно, последним крупным проектом перед уходом из компании. Уайтэйкер, которому сейчас 63 года, руководит SBC уже в течение 16 лет. Поначалу SBC была самой маленькой компанией из числа региональных дочек Bell, но вскоре Уайтэйкеру удалось путем серии поглощений превратить ее в национального оператора номер два. “Мы и дальше намерены наращивать масштабы своего бизнеса как путем инвестиций в имеющиеся мощности, так и с помощью приобретений”, – заявил Уайтэйкер после недавней публикации квартального отчета SBC.

Поглощение AT&T заметно укрепило бы позиции SBC в корпоративном сегменте. Впрочем, надо сказать, что SBC уже сумела своими силами добиться в этой области значительного успеха: в IV квартале 2004 г. корпоративные клиенты принесли ей на 5% больше дохода, чем годом ранее.

Рыночная капитализации SBC оценивается в $81 млрд, у AT&T соответствующий показатель составляет $14,8 млрд. Слияние таких компаний наверняка привлечет пристальное внимание регулирующих органов. (WSJ, 27.01.2005, Александр Силонов)