Бизнес-курсы для преподавателей MBA


Гарвардская бизнес-школа (HBS) и бизнес-школа Sloan при Massachusetts Institute of Technology (MIT) в городе Бостон, штат Массачусетс, теперь готовят не только топ-менеджеров. И HBS, и Sloan первыми создали и стали работать по программам подготовки преподавателей для бизнес-школ из стран с развивающейся экономикой.

HBS, конечно же, воспользовалась случаем познакомить преподавателей со своей фирменной методикой обучения, основанной на анализе кейсов – реальных ситуаций из жизни компаний и их руководителей. HBS первой стала использовать анализ кейсов при обучении по программам MBA, и сейчас около 80% образовательного процесса строится на их изучении. К тому же для HBS это источник дополнительной прибыли – каждый год у школы покупают более 6 млн кейсов. Однако один из преподавателей HBS, профессор бизнес-администрирования Томас Пайпер, убежден, что грамотно пользоваться этим инструментом для обучения студентов умеют немногие.

А потому в последние пять лет HBS готовит будущих коллег (а может, и конкурентов) по 10-дневной программе, которая называется Colloquium on Participant-Centered Learning (CPCL). Эта программа создана для того, чтобы помочь подготовить преподавательские кадры – деканов, заведующих кафедрами и профессоров, которые потом станут работать в ведущих бизнес-школах в странах Латинской Америки, где рынок бизнес-образования только развивается. При этом цель CPCL, рассказывает профессор Пайпер, научить преподавателей при анализе кейсов не требовать от студентов правильных решений, а развивать у них правильное понимание бизнес-процесса. На занятиях слушателей учат не только анализировать, но и составлять кейсы, чтобы таким образом помочь этим школам самим собирать, изучать и грамотно использовать в своей работе материал на основании опыта их национального рынка. Кроме того, преподавателям бизнес-школ читают курсы по психологии и методике обучения, рассказывают, как должна строиться преподавательская работа и даже как формировать группы. Число выпускников CPCL перевалило за 300. Летом 2005 г. HBS намерена расширить географию подготовки преподавателей бизнес-школ и начать преподавание в Китае и на Тайване, где, по расчетам самой школы, по программе CPCL будет обучаться по 60 человек в год. Через полгода после окончания учебы, когда бывшие слушатели вновь приступили к работе в бизнес-школах, HBS обращается к выпускникам с просьбой сообщить, что изменилось в их работе и помогло ли им обучение по программе.

Впрочем, профессор Пайпер признает, что пока не все идет гладко. Одно из важных условий эффективности работы по программе – правильно оценить, скольким преподавателям в одной бизнес-школе необходимо научиться правильно анализировать кейсы, чтобы уровень преподавания в ней заметно повысился. Конечно, лучше, когда процесс обучения по программам MBA строится на материале местного рынка. Однако в Латинской Америке материала для кейсов пока немного, да и преподаватели местных бизнес-школ, пытающиеся использовать его в учебном процессе, особого понимания у коллег не находят.

В школе Sloan по программе, которая называется China Management Education, работать начали раньше – восемь лет назад. Китайские преподаватели из пекинского университета Tsinghua, университета Fudan в Шанхае и университета Zhongshan в городе Гуанджу проводят в MIT полгода. Там они работают бок о бок с преподавателями MIT, составляют вместе с ними учебные планы и подбирают методики преподавания, наиболее подходящие для Китая. Алан Уайт, старший замдекана MIT, руководит этой программой вместе с профессором менеджмента и экономики Лестером Туроу. Уайт рассказывает, что каждый год в MIT по этой программе приезжает от шести до восьми преподавателей из Китая. На сегодняшний день подготовку по программе China Management Education прошло более 60 специалистов, которые, кроме всего прочего, участвуют в работе научных семинаров и посещают занятия групп MBA. По мнению профессора Уайта, программа оказалась очень успешной.

Другие бизнес-школы отправляют своих преподавателей в азиатские страны, чтобы они готовили учителей для бизнес-школ прямо на месте. Однако в MIT от такого решения отказались, в том числе и потому, что преподаватели в китайских бизнес-школах сильно загружены. А когда сами китайские преподаватели приезжают в MIT, от учебного процесса их уже ничего не отвлекает. “Это прекрасное время для преподавателей, когда они продумывают свои учебные планы и занимаются научной работой”, – говорит профессор Уайт. MIT тоже расширяет географию программы и с прошлого года использует ту же модель обучения для подготовки преподавателей школ MBA в Южной Корее. (FT, Наталья Володина)