Горячий рынок


Согласно новому исследованию среди абитуриентов “2005 TopMBA.com Applicants Survey”, заинтересованность россиян в получении бизнес-образования не ослабевает. Эти данные подтверждают представители World MBA Tour, крупнейшего в мире организатора выставок по тематике, связанной с бизнес-школами. Число посетителей московских выставок, проведенных World MBA Tour в 2004 г., выросло четвертый год подряд.

Между тем рынок абитуриентов бизнес-школ, сильно разогретый в недавнем прошлом, в последние годы остывал, в результате чего конкурс в бизнес-школах разных стран мира сократился. Однако после спада, который последовал за крахом на технологическом рынке, переживавшем невиданный бум в конце 1990-х гг., и терактами 11 сентября 2001 г. в США, интерес к бизнес-образованию начинает постепенно возрождаться. И любой, кто в сентябре 2005 г. начнет учиться по программе МВА (как однолетней, так и двухлетней), практически наверняка завершит обучение на “горячем” рынке, когда потребности рекрутеров в привлечении выпускников бизнес-школ на работу будут весьма высоки.

По данным исследования TopMBA.com, снижение числа абитуриентов в бизнес-школах мира в последние годы объясняется неуверенностью потенциальных студентов в том, что выпускники МВА будут востребованы на рынке труда. В то время как в целом число абитуриентов сокращается, количество тех, кто хочет поступить в лучшие и наиболее престижные бизнес-школы, в последние пять лет устойчиво растет.

К марту 2003 г. на рынке труда сложилась худшая ситуация за последнее десятилетие: многие компании, ранее активно нанимавшие выпускников бизнес-школ, перестали набирать персонал накануне и во время войны в Ираке. Абитуриенты не смогли предвидеть, насколько серьезным будет эффект от рецессии в мировой экономике и геополитической неопределенности, и число заявок, поданных в бизнес-школы, в 2002 г. достигло рекордного уровня. Конкуренция среди тех, кто хотел начать учиться в сентябре 2002 г., была жесточайшей – 15 человек на место в таких школах, как Wharton Business School и Chicago Business School. Однако те, кто поступил тогда, по завершении обучения столкнулись с самой тяжелой ситуацией на рынке труда. Зато теперь события развиваются совершенно другим образом.

По словам Майка Холмса из интернет-компании Global Workplace, помогающей выпускникам МВА устраиваться на работу и сотрудничающей с ведущими 50 школами мира, крупнейшие консалтинговые компании, такие как A.T. Kearney и Booz Allen, и инвестиционные банки, такие как Morgan Stanley и Lehman Brothers, снова нанимают на работу значительное число сотрудников. Это, по мнению Холмса, является четким свидетельством улучшения ситуации на рынке найма выпускников МВА. Представители французской школы INSEAD также сообщают, что консалтинговые фирмы “сейчас нанимают персонал для 13 своих офисов, тогда как в 2001–2002 гг. они приходили в бизнес-школы только для того, чтобы найти сотрудников в пять-шесть офисов”. “Мы положительно оцениваем [ситуацию на рынке труда для выпускников МВА] во всех секторах. Очень заметно, как увеличивают наем инвестиционные банки и консалтинговые фирмы”, – говорит Борис Новальски, директор отдела по трудоустройству испанской школы Instituto de Empresa. А по словам Эбби Скотта из Haas School of Business при Калифорнийском университете в Беркли, “студенты сейчас находят работу во всех отраслях”.

По данным исследования, проведенного среди 44 000 посетителей выставок World MBA Tour в 2004 г., 71% хотели пройти обучение на МВА, чтобы улучшить свои карьерные перспективы (среди опрошенных россиян этого хотели бы 29,3%), 54% (в России 24,44%) хотели бы получить новые знания и навыки, 40% (15,41%) – чтобы подготовиться к смене карьеры, и 29% (16,17%) – чтобы добиться повышения зарплаты. 24% (8,27%) хотели пройти программу МВА, чтобы начать собственный бизнес, а 22% (6,02%) шли учиться лишь затем, чтобы получить дополнительное образование (респонденты могли выбирать более одного варианта ответа).

Опросы показывают, что россияне в среднем меньше, чем кандидаты на поступление в бизнес-школы из других стран, хотят работать в области управленческого консалтинга и в банковской сфере (обычно именно эти две области считаются наиболее привлекательными для выпускников бизнес-школ, получивших квалификацию МВА). Россияне также меньше заинтересованы в том, чтобы обучаться МВА исключительно ради получения дополнительного образования, однако гораздо больше хотят пройти курс ради смены карьеры и обретения новых знаний и навыков.

Основная причина, по которой россияне меньше интересуются работой в консалтинговых фирмах и инвестбанках, возможно, заключается в том, что, как по-прежнему считают многие, трудно найти работу в этих областях. Однако реальность заключается в том, что рынок труда в этих секторах снова начинает быстро расти.

Некоторые специалисты, имеющие профессиональную подготовку, предпочитают напрямую устраиваться в консалтинговые компании, не получая МВА. Однако у выпускников бизнес-школ есть существенные преимущества. У менее половины российских респондентов, принявших участие в проведенном TopMBA.com опросе кандидатов на поступление в бизнес-школы, годовая зарплата превышала $25 000. Для сравнения: по последним данным, средняя зарплата выпускников INSEAD, London Business School, Wharton Business School и Stanford Business School после поступления на работу составляла $95 000–100 000. Человек, имеющий профессиональную подготовку в области консалтинга, скорее всего, будет работать столько же, сколько выпускник бизнес-школы, однако у последнего больше шансов продвинуться в карьере, и зарабатывать он будет в два, а то и в несколько раз больше! В России потенциальные студенты МВА очень высоко оценивают то воздействие, которое получение степени окажет на их заработок. Почти треть российских респондентов (29%) надеются получать более $100 000 после выпуска из бизнес-школы; в Великобритании такие же ожидания примерно у такой же группы кандидатов (31%), а вот в США подобной зарплаты ждут существенно больше людей – 41%.

Россияне, желающие получить степень МВА, должны проанализировать ситуацию, понять, что 2005 г. – это лучший год за последнее десятилетие для поступления в бизнес-школу. Конкурс при поступлении сократился, а при выпуске они окажутся на очень привлекательном рынке труда! (М. Оверченко)