Сенаторы передумали


Запрос в Федеральную налоговую службу (ФНС) был отправлен 30 декабря 2004 г. Его подписали 45 членов Совета Федерации. В документе было указано, что Тюменская нефтяная компания (ТНК) через аффилированных лиц зарегистрировала в Калмыкии восемь трейдеров, которые в 2000–2003 гг. перепродавали ее нефть на экспорт. По действовавшим тогда калмыцким законам, эти компании получали льготу по налогу на прибыль в обмен на инвестиции. Но, как указывают авторы письма, поступление инвестиций от указанных компаний не подтверждено. Возможные потери бюджета от этого они оценили в 22,1 млрд руб. При этом ни один из опрошенных “Ведомостями” сенаторов, подписавших запрос, не смог назвать источник информации о налоговых прегрешениях ТНК.

Но вскоре почти половина подписантов изменила свою точку зрения: 27 января 21 из 45 сенаторов отозвали свои подписи. Об этом говорится в письме зампреда комитета по социальной политике Евгения Трофимова руководителю ФНС Анатолию Сердюкову (его копия имеется в распоряжении “Ведомостей”). “Направляю Вам список членов Совета Федерации, отозвавших свои подписи под обращением в ФНС […] для сведения и использования при принятии решения по указанному обращению”, – пишет Трофимов. С самим Трофимовым “Ведомостям” связаться не удалось. А один из подписантов-отказников утверждает, что поставил свой автограф по ошибке. “Я подписал его, не вникая в смысл, ведь подобных запросов бывает очень много, – поясняет сенатор. – Но я еще раз перечитал текст и понял, что зря это сделал”.

Впрочем, статус запроса раскаяние сенаторов не изменит. По словам сотрудника аппарата Совета Федерации, письмо в ФНС может написать даже один сенатор. А вот налоговики, похоже, могут изменить свое мнение. Руководитель управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елена Толгская заявила “Интерфаксу”, что ее ведомство подготовило ответ на запрос сенаторов. Но в связи с тем, что часть из них отозвали подписи, ответ ФНС будет скорректирован. “Безусловно, отзыв подписей повлияет на ответ”, – сказала она.

Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что речь может идти только о психологических изменениях. По его словам, появление запроса вызвало дискуссию о том, чья это была инициатива – группы сенаторов или Кремля. “То, что почти половина подписавшихся отозвали подписи, – это косвенное доказательство того, что речь идет не об инициативе властей”, – добавляет Макаркин. А вот аналитик “Совлинк Секьюритиз” Лев Сныков советует подождать итогового ответа налоговиков. “ФНС проводит проверки и без депутатских запросов. А ТНК использовала те же схемы, что и “ЮКОС”, – резюмирует он. В ТНК-BP от комментариев отказались.