ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Прецедент создан. Альфа-банк наказал газету “Коммерсантъ” за статью “Банковский кризис вышел на улицы”, доказав в суде, что статья спровоцировала массовое бегство вкладчиков. На днях газета заплатила банку 311 млн руб. за ущерб деловой репутации. Вчера “Коммерсантъ” опубликовал опровержение прошлогодней статьи, оставив большую часть полос пустыми.

Какой была мотивация истца, основной владелец “Альфа-групп” Михаил Фридман объяснил в интервью “Ведомостям”. Фактически иск – это форма возмездия, а журналисты должны знать цену слова. “Мы живем в прозрачном и хрупком мире, и ни в чьих интересах расшатывать его – ни журналистов, ни бизнесменов”, – добавил магнат.

Вклад самой “Альфы” в хрупкий мир никак не назовешь созидательным: заботясь об интересах своего бизнеса, она поставила под удар целую отрасль. Это хорошо иллюстрируют несколько цифр. По оценкам Gallup, в 2004 г. “Коммерсантъ” заработал около $25 млн на рекламе и еще $4 млн – на приложениях. Это максимальные оценки: скидки к данным Gallup могут достигать десятков процентов. Исходя из этих данных, газета вынуждена заплатить “Альфе” минимум треть годовой своей выручки.

Вспомним, что случилось, когда “ВымпелКому”, одним из основных акционеров которого является “Альфа”, выставили налогов на сумму, сравнимую лишь с десятой частью заработков. Акции оператора рухнули на 30%. Топ-менеджеры самой компании немедля указали власти, какое разрушительное воздействие на бизнес она произвела. “Компании чувствуют себя оставшимися на милость правительства в условиях, когда власть может действовать, как ей заблагорассудится”, – вспоминал последствия налогового урагана глава “ВымпелКома” Александр Изосимов. Выходит, что вклад “Альфы” в инвестиционный климат ничуть не лучше, чем чиновников. Пожалуй, нужно 10 раз подумать, а стоит ли вкладывать деньги в медийный бизнес, если треть твоих заработков может уйти на покрытие чужих репутационных рисков.

В частных беседах бизнесмены время от времени с большим удовольствием рассуждают о пользе свободной прессы. Свобода должна быть построена на уважении к правилам и интересам других. Только по правилам российского бизнеса свободной прессе играть трудно. Ноу-хау, успешно примененное одним банком, завтра может использовать другой. Осталось только правильно оценить стоимость уязвленного самолюбия.